Больше рецензий

20 июня 2022 г. 15:09

260

5 Спойлер Человеком надо быть, ясно?

Впервые я узнала об Эльдорадо еще в далеком детстве – по Диснею крутили дримворксовский мультфильм «Дорога на Эльдорадо». Каким бы знатоком мультфильмов я себя не считала тогда, до того времени я ни разу не слышала о «Дороге...». Оно и неудивительно – как прочитала я позже, мультфильм не получил должного внимания со стороны зрителей и тем самым провалился в прокате. Это, к моему сожалению, перечеркнуло все надежды студии на продолжение.

Еще через достаточно большой промежуток времени, а точнее в 2016 году, выходит «Затерянный город Z» все с той же историей о золотом городе. Не знаю, насколько эта попытка привлечения внимания к известному мифу оказалась удачной, но на меня подействовала очень даже хорошо (особенно вот это «based on a true story»).

Не могу сказать, что я каждый день думаю об Эльдорадо, но так или иначе, оно, как и множество других известных легенд, сопровождает тебя на протяжении всей жизни. Эти истории вечны, и от них просто так не отделаешься. Так же получилось и с багровой тропой на Эльдорадо – я не искала намеренно, оно, можно сказать, само меня нашло. Более того, я и аннотацию не читала – увидела Эльдорадо в названии и вперед, так сказать, в неизведанное.



Вот и я, Блас де Медина, безусый конкистадор, мечтающий о славе Писарро и Кортеса. Много ли я успею сделать за свою жизнь, чтобы на смертном одре сказать: да, совершено все, что возможно было свершить мне, человеку, чтобы без сомнения и страха предстать на страшном суде? В отряде капитана Орельяны началась моя взрослая жизнь, в семнадцать лет я стал воином, чей долг – сражаться во имя прославления христианства и испанской короны. Но хватит ли у меня сил и мужества, чтобы пронести этот крест через всю жизнь, чтобы стать человеком с сердцем из чистой дамасской стали – таким же неистовым в битве и твердым в своей вере, как великий человек по имени Франсиско де Орельяна.

И действительно, хватит ли у Бласа сил и мужества перенести все это, когда ему раскроется настоящая картина? Он еще юн и доверчив, в его глазах конкистадор «одет в блестящие латы, в расшитой жемчугом одежде» сидит на «сытом, украшенном сбруей коне», а жизнь его – это «цепь доблестных подвигов и великодушных деяний», помыслы – «благородны и чисты». И какое же разочарование придет к юноше, когда этот самый благородный рыцарь предстанет перед ним «грязным, заросшим щетиной оборванцем, озабоченным лишь поисками еды да сухого местечка». Подвиги превратятся в грабежа, бессмысленную жестокость и злодейства, а помыслы окажутся под властью алчности.

Блас жаждет Индий, он видит себя отважным рыцарем-христианином, покорителем язычников, мечом добывающим славу Кастилии и Леону. Он страстно ждет сеньора Орельяна, чтобы отправиться с ним и его отрядом в далекую страну Золотого касика. Будущий покровитель язычников не боится коварных и ненавистных индейцев – но от чего же стоит лишь закрыть глаза, и вновь мелькают страшные картины, заставляющие сердце юноши наполняться ужасом и отвращением: окровавленные руки бородатого Муньоса, швыряющего со смехом индейского малыша в огромный костер, юного красавца Агиляра, протыкающего животы старухам, добродушного толстяка Педро, подвешивающего за ногу израненного испанским мечом воина? Блас убеждает себя, что языческие души замученных дикарей обретут спасение на небесах. Глубокая вера в правоту великого дела конкисты вселяла в его душу мужество, а неутоленная жажда приключений заставляла мечтать о продолжении пути.

Но на душе почему-то скребутся кошки, а вера в благое дело начинает пропадать. Блас снимает розовые очки и видит все таким, каким он представляется на самом деле: испанцы, без разбора и жалости убивающие попадавших им на пути индейцев, выгоняют тех из хижин, отбирают у них всю еду и отправляют их на своих больших каноэ подальше. Дети плачут от голода, женщины горюют по убитым воинам. И все это дело рук белого человека, оправдывающего поступки религией. Ведь гадкие язычники, как они посмели так посрамиться над нашей верой? Как же так, что эти языческие гады живут совсем не по тем же законам, что и мы?



Испанцам трудно было даже в мыслях смириться с тем, что в человеческом обществе может жить такая нелепость, как равнодушие к собственности и стремление к равенству сильного и слабого, искусного и неумелого.

И вот тогда-то в юноше произошел перелом, хотя он и «до конца не хотел осознавать то, что уже стучало в мозг, беспокоило совесть и лишало покоя». Не видел Блас теперь перед собой благородного и доблестного испанского конкистадора, совершавшего благие поступки во имя испанской короны и христианской веры. Нет, все было не так. Золото – король и бог конкистадора. Не бывает честных и благородных конкистадоров. Так сколько же низменных, жадных, злобных и трусливых душонок скрывалось за звонким именем солдата испанской конкисты? Блас подрывается в вере в товарищей, но еще больше он подрывается в собственной вере – как же так получается, что человеку во имя бога следует идти против своей совести?



Насколько же прав был Диего, когда говорил о фальши и лицемерии нашей христианской морали. Даже таких кристально чистых людей религия превращает в кровавых палачей и свирепых глупцов... Как же теперь верить в божественную справедливость, если всюду, где слышится имя божье, встречаешь лишь ханжество, ложь, насилие, стяжательство и обман? Нет, не нужен мне такой бог...

А что же там у гадких язычников? Им не знакомы были зависть и властолюбие, скупость и жадность, они не знали, что такое обман, предательство, ложь. Пороки, неминуемо рождаемые стремлением к наживе, не затронули их сердца. Среди них не было разделения на богатых и бедных, голодных и сытых. Добыча шла в общий котел, а вещами одного мог пользоваться другой. Все они – большая дружная семья.



Далекие от цивилизации, дикари, тем не менее, во многом могли быть для нас образцом, достойным подражания.

(Тут стоит добавить, что в рамках этой книги события так и складываются, очевидно, именно сущность европейцев осуждается. В действительности мы все знаем, что индейцы тоже имели за собой грешки.)

Каждый день Блас наблюдает за двумя людьми, исполняющими вполне похожие роли, но представляя при этом абсолютно разные вещи.

Гонсало Писарро, словно маленький капризный ребенок, готов плюхнуться на одно мягкое место и сидеть так до тех пор, пока ему не подарят ту самую игрушку. Он не будет ни есть, ни пить – все это чепуха по сравнению с его желанием заполучить то, что ему надо. Гонсало не внемлет ничьим советам, злоупотребляет своей властью, не считается ни с людьми, ни с обстоятельствами. Тем не менее, именно этот человек вершит судьбами сотен людей и индейцев.

А вот Франсиско Де Орельяна в глазах главного героя полная противоположность Гонсало – живой ум, железная воля, умнейший дипломат и прирожденный полководец. Мужество и твердость духа его поражают Бласа – наравне со всем отрядом он питался той же безвкусной бурдой из ремешков и горьких кореньев, проходил те же тяготы и невзгоды на пути. Тем не менее, он всегда бодр и крепко, шутит, утешает и заботится. В голосе его слышится убежденность, заставляя вспыхивать угасшую в груди надежду у ребят. Да, капитан, как и Гонсало Писарро, тоже честолюбив – но что это честолюбие по сравнению с теми качествами, которыми он обладает? Честолюбие – природное свойство испанца, утверждает Блас. Граница же между плохим и хорошим человеком в том, что честолюбие – не единственная черта хорошего человека.

Читатель, конечно, сразу понимает, кто тут злодей, а кто герой. Но иногда и герои могут стать злодеями, а мотивы злодеев больше понятны, чем героев. Я ни в коем случае не хочу оправдывать Гонсало Писарро, но временами, откинув все вышесказанное о нем, становится немного жалко этого человека. Гонсало – всего лишь тень своего старшего и успешного, в отличие от него самого, брата, Франсиско Писарро. Как правило, младшим достается больше внимания, в то время как старшие, оставшись без должного внимания, добиваются большего благодаря своевременно полученной самостоятельности.

Еще несколько прочитанных страниц, и доблестный капитан Франсиско Де Орельяна становится обладателем таких качеств, как хитрость, ложь и обман. И вот оно, снова мир наивного Бласа рушится – благородный и честный рыцарь, его герой, его идеал...

И даже лучший друг, с которым они когда-то, еще в самом начале их путешествия, поклялись никогда не разлучаться друг с другом, становится врагом. Противоположности притягиваются – так и получилось с Бласом и Хуаном. Когда Блас начинает медленно осознавать действительность всего происходящего, Хуан застревает на все той же стадии «все индейцы гадкие, а мы хорошие и вообще делаем все правильно». Хуана нельзя назвать плохим и вовсе он не желал настоящего зла Бласу – просто он совсем другой человек, совсем другого мировоззрения и понимания. Он просто не может смириться с выбором своего друга, не может понять его мыслей – от того и страдает их дружба, вокруг и сплошь покрытая ревностью Хуана. («...из начал различных, покуда они различны между собой, согласия не получается...»)



Из любви ко мне он готов искалечить мою жизнь, лишить любимой девушки, покрыть позором имя...

Единственным спасательным плотом становится Диего Мехия – молчаливый, незаметный и самый скромный солдат в отряде, некогда спасший индейского переводчика Аманкая. Пусть он и самый молчаливый, зато мысли его самые громкие – именно в Мехии Блас находит сотоварища, именно благодаря Мехии Блас окончательно осознает всю правду и перестает стесняться своего мнения и мыслей. А в окончательном принятии решения Бласу помогает индейская девушка Апуати, заслоняющая собой Бласа от принятия тем жестокости и бесчеловечности, которыми обладают его товарищи.

Книга, на мой взгляд, останется актуальной навсегда: если опустить тему конкисты и приключений в поисках Эльдорадо, то можно наткнуться на важные рассуждения о поступках человека и человеческих законах – перенеся эти мысли в современный мир, где постоянно кто-то с кем-то воюет и за каждое неверное слово нам грозит опасность войны, где люди всегда подвержены нападкам других людей в силу своих отличий, а еще проще говоря мир, где мы постоянно живем в жестокости и насилии, перенимая эти плохие качества на себя, стоит задаться теми же вопросами, какими задается главный герой – «разве не даны человеку разум и светлые чувства, чтобы сделать законом своей жизни не уничтожение и насилие, а милосердие, сочувствие и любовь к себе подобным?»

Все это, конечно, очень интересно. Читатель, благодаря книге, путешествует по джунглям, рассматривая совсем незнакомую ему растительность и живность, сплавляется по рекам (а так же, кстати, открывает Амазонку), вместе с Бласом меняется и просто радуется прекрасной возможности выбраться из городской суеты без долгих перелетов и больших денег. И как бы читатель не осознавал проблему, как бы рьяно, в один голос с Бласом не возмущался, мне все же кажется, что читатель, обращаясь к книге художественной, больше настроен на вымысел и не до конца осознает всей ситуации. А оно действительно было так – конкистадоры без разбору резали всех индейцев, отнекиваясь от кармы своими принципами и стремясь к золотым жилам. Конечно, благодаря таким людям мы имеем те великие открытия, о которых нам еще в школе на уроках географии во всех подробностях и красках рассказывают. И это все, безусловно, здорово, но все же иногда стоит подумать – каким образом мы проложили к этому тропу?



Скверно жить на свете, когда в глубине души с презрением относишься к деяниям своих рук.

Безусловно, золото – это очень хорошо. Но что нам золото по сравнению с воспоминаниями и чувствами? Вот и Эльдорадо так же – это не просто золото, это не просто те богатства, которые можно обменять на богатую (и необязательно хорошую, а именно богатую) жизнь. Эльдорадо, в первую очередь  – это там, где хорошо. Для кого-то хорошо золото, для кого-то, например, человек – все понимают счастье по-разному.