Больше рецензий

Underthinks

Эксперт

Тревожный читатель

15 июня 2022 г. 19:01

455

4 Но тебе будет так больно, как будто тебя пронзят острым мечом. Зато все, кто тебя увидят, скажут, что такой прелестной девушки они ещё не встречали!

Нищий поэт-приживала Ханс Кристиан Андерсен ходит в дом терпимости к одной из женщин, чтобы повырезать её силуэт из бумаги. Сестра женщины не без оснований считает его чудилой, а потому - источником опасности, поэтому, когда женщину находят зверски убитой, сестра, не колеблясь, указывает на вырезальщика. А чо он, извращенец какой-то.

И завязывается страшная, полная грязи, крови и человеческой гнусности история, где Андерсен и его неожиданная помощница ищут настоящего убийцу.

Этот роман отнял у меня как-то многовато душевных сил. Впечатления смешанные, попробую упорядочить.

1. Во-первых, мне до самого финала казалось, что авторы очень не любят Андерсена, как личность (имеют право, особенно, если они датчане, подозреваю, что в Дании Андерсена впихивают не хуже, чем у нас Пушкина). Уж больно он в романе убогонький. Культов личности нам не надо, но некоторый осадочек от того, как с фигурой писателя поступают авторы, есть.

2. Конечно, по книге раскиданы отсылки к сказкам. И я вам скажу - раскиданы они качественно. Это не пришитые грубыми нитками лоскуты, а аккуратные детальки, при виде которых в голове звенит колокольчик узнавания, и пока ты наслаждаешься своей догадливостью, отсылка уходит на предыдущую страницу и больше не маячит.

3. Как только я раскусила одну из основных интриг, мне стало грустно. Написав на листке для пометок слово "повесточка", я приготовилась к тому, что буду здесь на это жаловаться. Но нет. Повесточку можно притянуть, если есть сильное желание, но как и аллюзии, здесь всё в меру, всё уместно и никаких репрезентаций ради репрезентаций.

4. Неправдоподобность некоторых сюжетных поворотов - вот до чего можно было бы докопаться, если бы речь не шла о сказочнике и сказках. Если бы саму историю не представляли как ретеллинг. Когда перестаёшь сопротивляться и начинаешь уже читать книгу как она есть, всё устраивает.

5. И тем не менее, мне было очень сложно книгу читать. Особенно первую четверть. Я страдала - впереди было ещё 600 электронных страничек, а мне дико хотелось узнать, что дальше, и понаходить отсылки, но при этом страшно не хотелось читать. Подозреваю, что дело в тексте, но не могу объяснить. Мне он показался каким-то неудобным, тяжелым, будто ползёшь по асфальту, посыпанному песочком, и никак не доползёшь. Ситуацию не улучшало то, что это 1834-й год и герои у нас на социальном дне, а потому кругом грязь, болезнь, нищета, голод, нечистоты (много нечистот!), тяжёлый труд, крысы... ну вы поняли. Причем, если в начале жизнь проститутки, принимающей на грязных простынях дюжину отвратительных клиентов с 9 вечера до 2 ночи, и зарабатывающей только на хлеб и вяленую рыбу, кажется жестью, хуже которой нет, то поверьте, ближе к концу даже сама проститутка найдёт свой дом терпимости уютным и безопасным местом.

Нет, я не записываю в минусы изображение этой жизни, как могло показаться. Просто говорю, что читать было и так вязковато, а тут ещё и смрадная атмосфера, что ж, передано достоверно.

И всё-таки, конкретно с текстом что-то не так. Местами диалоги теряют связность, превращаясь в подобие знаменитого "А ваш отец к вам? - А также линия" от студии Кубик-в-кубе. Местами не согласованы члены предложения, что уж точно прошляпил редактор, а не авторы. Но про качество переводов и редактуры уже столько говорено, и понятно, что ситуация безвыходная, поэтому даже затевать это неохота. Пока переводчики работают на количество из-за низкой ставки за авторский лист, а редакторы позволяют себе править текст левой ногой, потому что правая и обе руки заняты ещё тремя книгами, обороты типа "они бежали мимо ящиков и бочек, обломками досок и кучами мусора" будут нормой.

Ещё парочку :

"Последние слова чуть не заставили Молли упасть. Она была там. С другой стороны двери. Убийца Анны. Среди самых богатых и могущественных людей города. Она не знала, сможет ли она встретиться с ним, вынести его вид."

"Ханс Кристиан увидел две, если не три, отверстия в рубашке."

6. Сама история довольно интересная. Классический триллер про маньяка с Идеей, перенесённый в давние времена и украшенный фигурой Андерсена и его сказками. Заканчивается всё как в математике - необходимо и достаточно. А ПОТОМ ИДЁТ ПОСЛЕДНЯЯ ГЛАВА. И вот без неё я могла бы обойтись. Но авторы не оставляют шансов поверить во что-то хорошее. Андерсена читали? Так чего же вы хотите.

Книгу смело советую любителям жанра триллер, а нелюбителям не советую. Написано могло быть и получше, местами очень скучно, но в целом сожаления о потерянном времени не оставляет.