Больше рецензий

kurisutaina

Эксперт

Нет плохого - есть то, что не нравится тебе)

14 июня 2022 г. 14:55

Лучшее на Лайвлибе

790

5 О "правильности", истине и ценности "сегодня".

От нашего класса у меня остались воспоминания и одна фотография. Групповой портрет с классным руководителем в центре, девочками вокруг и мальчиками по краям. Фотография поблекла, а поскольку фотограф старательно наводил на преподавателя, то края, смазанные еще при съемке, сейчас окончательно расплылись; иногда мне кажется, что расплылись они потому, что мальчики нашего класса давно отошли в небытие, так и не успев повзрослеть, и черты их растворило время.

Эта не очень объёмная, но удивительно яркая и пронзительная, трагичная повесть - несомненно цепляет за душу и заставляет о многом задуматься.
Честно говоря, я всю свою сознательную жизнь после окончания школы, стараюсь избегать русскоязычную классику - в жизни хватает проблем и забот, поэтому хочется развлекательной и "отдыхательной" для мозга, литературы) И похоже, что очень даже зря, потому что и среди "серьёзной" литературы встречаются по-настоящему увлекательные, пусть и полные драмы, произведения.
Комсомол, партия - для моего поколения это просто слова, напоминающие об ушедшей советской эпохе, а вот для героев данной повести эти слова не пустой звук, это часть их жизни. И мне, как человеку из 21-го века, воспринимать всё это спокойно не очень-то получается. Здесь цепляет всё: размышления об истине, правильности и идейности, дружбе и предательстве, о поэзии и искусстве.



А что касается поэзии в частности и искусства вообще, то мне больше по душе то, где знаки вопросительные превалируют над знаками восклицательными. Восклицательный знак есть перст указующий, а вопросительный – крючок, вытаскивающий ответы из вашей головы. Искусство должно будить мысли, а не убаюкивать их.
– Не-ет, – недоверчиво протянула Зиночка. – Искусство должно будить чувства.
– Зинаида! – сквозь зубы процедила Искра.
– Зиночка абсолютно права, – сказал Леонид Сергеевич. – Искусство должно идти к мысли через чувства. Оно должно тревожить человека, заставлять болеть чужими горестями, любить и ненавидеть. А растревоженный человек пытлив и любознателен: состояние покоя и довольства собой порождает леность души. Вот почему мне так дороги Есенин и Блок, если брать поэтов современных.

Возможно из-за того, что повесть автобиографична, герои у автора получились особенно яркими и живыми, вызывающими уйму эмоций, и не всегда положительных. От Валендры (Валентины Андроновны) - классной руководительницы 9 "Б" и по совместительству учительницы литературы, меня просто трясло!



Валентина Андроновна полгода исполняла обязанности, а потом прислали нового директора. Он носил широченные галифе, мягкие шевровые сапоги «шимми» и суконную гимнастерку с огромными накладными карманами, был по-кавалерийски шумлив, любил громко хохотать и чихать на всю школу.
– Кадетский корпус, – заявил он, ознакомившись с символической школьной структурой.
– Распоряжение гороно, – со значением сказала Валентина Андроновна.
– Жить надо не распоряжениями, а идеями. А какая наша основная идея? Наша основная идея – воспитать гражданина новой социалистической Родины. Поэтому всякие распоряжения похерим и сделаем таким макаром.
Он немного подумал и написал первый приказ:
«1‑й этаж. Первый и шестой классы.
2‑й этаж. Второй, седьмой и восьмой.
3‑й этаж. Третий и девятый.
4‑й этаж. Четвертый, пятый и десятый».
– Вот, – сказал он, полюбовавшись на раскладку. – Все перемешаются, и начнется дружба. Где главные бузотеры? В четвертом и пятом; теперь на глазах у старших, значит, те будут приглядывать. И никаких дежурных, пусть шуруют по всем этажам. Ребенок – существо стихийно-вольное, и нечего зря решетки устанавливать. Это во-первых. Во-вторых, у нас девочки растут, а зеркало – одно на всю школу, да и то в учительской. Завтра же во всех девчоночьих уборных повесить хорошие зеркала. Слышишь, Михеич? Купить и повесить.
– Кокоток растить будем? – ядовито улыбнулась Валентина Андроновна.
– Не кокоток, а женщин. Впрочем, вы не знаете, что это такое.
Валентина Андроновна проглотила обиду, но письмо все же написала. Куда следует. Но там на это письмо не обратили никакого внимания: то ли приглядывались к новому директору, то ли у этого директора были защитники посильнее. Классы перемешали, дежурных ликвидировали, зеркала повесили, чем и привели девочек в состояние постоянно действующего ажиотажа. Появились новые бантики и новые челки, на переменах школа победно ревела сотнями глоток, и директор был очень доволен.
– Жизнь бушует!
– Страсти преждевременно будим, – поджимала губы Валентина Андроновна.
– Страсти – это прекрасно. Хуже нет бесстрастного человека. И поэтому надо петь!

А вот директор школы Николай Григорьевич Ромахин был прекрасен!



В восьмом классе парень ударил девочку. Не случайно и даже не в ярости, а сознательно, обдуманно и зло. Директор сам вышел на ее крики, но парень убежал. Передав плачущую жертву учительницам, директор вызвал из восьмого класса всех ребят и отдал приказ:
– Найти и доставить. Немедленно. Все. Идите.
К концу занятий парня приволокли в школу. Директор выстроил в спортзале все старшие классы, поставил в центре доставленного и сказал:
– Я не знаю, кто стоит перед вами. Может, это будущий преступник, а может, отец семейства и примерный человек. Но знаю одно: сейчас перед вами стоит не мужчина. Парни и девчата, запомните это и будьте с ним поосторожнее. С ним нельзя дружить, потому что он предаст, его нельзя любить, потому что он подлец, ему нельзя верить, потому что он изменит. И так будет, пока он не докажет нам, что понял, какую совершил мерзость, пока не станет настоящим мужчиной. А чтоб ему было понятно, что такое настоящий мужчина, я ему напомню. Настоящий мужчина тот, кто любит только двух женщин. Да, двух, что за смешки! Свою мать и мать своих детей. Настоящий мужчина тот, кто любит ту страну, в которой он родился. Настоящий мужчина тот, кто отдаст другу последнюю пайку хлеба, даже если ему самому суждено умереть от голода. Настоящий мужчина тот, кто любит и уважает всех людей и ненавидит врагов этих людей. И надо учиться любить и учиться ненавидеть, и это самые главные предметы в жизни!
Искра зааплодировала первой. Зааплодировала, потому что впервые видела и слышала комиссара. И весь зал зааплодировал за нею.
– Тише, хлопцы, тише! – Директор заулыбался. – Между прочим, в строю нельзя в ладоши бить. – Он повернулся к парню, усердно изучавшему пол, и в мертвой тишине сказал негромко и презрительно: – Иди учись. Средний род.

Книга прочитана в рамках игры "Школьная вселенная"