Больше рецензий

14 июня 2022 г. 09:51

294

3 "Жизнь я бы переиначила. Как бы в моих силах, я оставила бы одну только молодость."

Признаюсь честно: если бы не такой скудный выбор книг по Белгородской области в проекте "Читаем Россию" (их в списке аж целых две - выбирай не хочу!), то на роман "Великие голодранцы" я внимания никогда бы не обратила. И читать начинала с неохотой: ну-ну, мол, комсомольские собрания, "религия - опиум для народа". Но потом как-то втянулась.
Нет, комсомольские собрания никуда не делись. Но я поняла, что эта книга написана очень просто и легко. И вообще мне подумалось, что автор мог запросто за такое произведение получить по шапке. Вот, например, сцена, где комсомольцы (обычные молодые ребята, порой даже потешные в чём-то) решают, как будут вести антирелигиозную пропаганду. Первое предложение - не есть куличи! Как? Совсем не есть? Но вкусно же... Эх... Ну ладно, тогда так - не есть освящённые куличи и крашеные яйца. Обычные - можно. Вот это решение всем понравилось! Или взять хотя бы название хутора, где живёт главный герой, Карловку (вообще-то это село имени Карла Маркса, но в народе его так никто не называет). Да и местный милиционер Максим Музюлев, которого все зовут Моська Музюля, уж совсем клоуном каким-то показан.
А вот для описания богатеев-кулаков автор чёрных красок не пожалел! Все как на подбор злые, жестокие, спят и видят, как бы у бедняка последний кусок изо рта вырвать, одним словом - кровопийцы!
Главный герой - Хвилипп Касаткин (сдаётся мне, что это не кто иной, как сам автор, Филипп Наседкин).
Вот пришёл он знакомиться с секретарём райкома Симоновым, чтобы заявить о своём назначении руководителем местной комсольской ячейки:



— Не Хвилипп, а Филипп, — поморщился Симонов. — ... Ты что ж, не русский?
— Как не русский? — обиделся я. — Самый настоящий. Можно сказать, чистокровный.
— Чистокровный, а Филипп? — возразил Симонов. — Имя-то иностранное. Да еще монархическое. Испанские и французские короли так назывались. Луи Филиппы всякие.
— Я ж не Луй.
— Только Луя и не хватает…

Хвиля этот - обычный семнадцатилетний деревенский паренёк. Есть в нём и хорошее, но и плохое имеется. Например, вот младший брат угощает его конфетами, которые купил на деньги, украденные из пасхальных церковных пожертвований. Молодец, хвалит его главный герой, попы на нас и не столько зашибают, не обеднеют, мол. Ну-ну... Или эпизод, когда комсомольцы начинают подозрительно интересоваться у Хвили (после того, как его семья на последние деньги купила молодого жеребчика), не собирается ли он теперь податься в кулаки? Главный герой сразу нашёл ответ: это родители купили, а я вообще ни при чём. Очень не понравилась такая "двойная правда".
Одним словом, я читала этот роман как обычную историю про молодых, ещё мало что смыслящих ребят, которые наивно верят во что-то новое и необычное. Хотя были моменты, читать которые было неприятно. Например, как ломали церковноприходскую школу.
Пишет автор просто, но бесцветным его текст я бы не назвала. Ну а что до темы произведения... Увы, актуальность темы, равно как и интерес к ней, давно ушли в небытие вместе с комсомолом, партячейками и партсобраниями. Хорошо это или плохо? Кто же знает...