Больше рецензий

sovin

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 июля 2013 г. 18:51

439

5

"В болезнях я возрождаюсь" . © Уника ЦЮРН.

Уника Цюрн - явление действительно уникальное. Достаточно мимолётного взгляда на замысловатые образы, скрывающиеся в её рисунках. Художница, журналистка, режиссёр рекламных роликов, она знакомится в Берлине (1953 г.) с парижским художником-сюрреалистом Хансом Беллмером, создателем небезызвестной куклы-конструктора La Poupee. Уника переезжает вместе с ним в Париж. Там, вслед за Беллмером, Уника начинает увлекаться анаграммами, где во многом превосходит самого Беллмера .
Анаграммы - это слова (предложения, словосочетания, фразы), которые получаются в результате перестановки букв исходного слова. Так рождается язык подсознательного. Другие буквы использовать нельзя.
Именно в Париже Уника попадает в настоящий мир экзистенциализма, знакомится с Бретоном, Марселем Дюшаном, с Анри Мишо: их встреча становится для неё роковой. Ведь именно с его помощью Уника открывает себе дверь в безумие.
Анри Мишо превращается для Уники в настоящую галлюцинацию - Жасминового человека из её детских снов. Он - Белый человек, её "игра в дым" , ему Уника каждый раз посылает блокнот со своими рисунками... Он - настоящий маг и мудрец богемных кругов, смело отрицающий общественные условности, совершающий с помощью нейролептиков уход от реальности в потусторонние пределы.
Все три повести - это чудеса бессознательного, созданные в трезвом рассудке, связанные между собой. Строка за строкой - и можно пережить минуты истинного безумия.

"Жасминовый человек"
- это автобиографические заметки плюс целое путешествие в безумие, описывающее те кризисы, когда героиню посещают всевозможного рода галлюцинации, подталкивающие совершать странные поступки. А главное: она отовсюду слышит настойчивый голос Жасминового человека... Сначала в гостях, потом в тюрьме, а после и в психиатрических клиниках.

"Комната тиха и темна - она ждёт - она знает - что-то должно произойти. Странное состояние - и всё возможно!
Вот! Изящная маленькая швейная машинка пролетает в метре над её головой, старая модель, такую она видела в детстве - только разноцветная... Колёсики крутятся беззвучно, иголка клюёт, как птичий клюв, вращается катушка белых ниток. Машинка шьёт, но не видно ни руки, ни ноги, приводящей её в движение.
Она внезапно разгадывает смысл видения. Всплывает фраза из однажды прочитанного стихотворения - она помнит эту фразу за то, что в ней передана какая-то потусторонняя атмосфера: "Кто-то шьёт! Ты ли?"


Когда слова не нужны. Сегодня все решают обмениваться знаками - разговаривать условным стуком, а не словами. Из этого получается тайное значение цифр от 1 до 9 :
1 - гордая цифра одиночества.
2 - для тех, кто познал счастье жить вдвоём.
3 - детская, цифра заклинаний и надежд.
4 - цифра семьи.
5 - цифра тайных обществ.
6 - цифра смерти.
7 - цифра несчастья.
8 - бездыханная цифра бесконечности.
9 - ЖИЗНЬ.

С меланхолией можно жить - это не депрессия.


"Тёмная Весна" - тоже автобиографичная новелла о просыпающейся чувственности, о бессмертных полях охоты детской души, о взрослении и первой влюблённости, не всегда удачной, порождающей суицидальные мысли и действа, и с предсказуемым, но всё равно ошеломляющим концом.

цюрн_беллмер ©

"Во власти случая, или Подводя итог увиденным лицам" - говорит само за себя. Это поиск и переживания о надежде, беспомощности, спасении. Глубокий психологизм чёрного и белого, добра и зла, собственной жизни как бессмысленной канители, полной враждебности и злого умысла, скрюченной, сморщенной, подобной уродливому карлику в то время, когда наоборот хочется открыться, скинуть с себя панцирь заскорузлого оцепенения, отбросить ненужный багаж прошлого, пить из реки, течь вместо реки, захлебнуться этой радостью и полететь ...

"Потеряв надежду на тепло, я убиваю холод. И после стольких дней глупого смеха - серьёзный день." ©


R.S. Уника Цюрн выбросилась из окна своей парижской квартиры 19 октября 1970 г.