Больше рецензий

10 июня 2022 г. 21:20

546

4 Об истоках иррациональности

Эта работа подводит итоги тех исследований, которые были начаты в предыдущих томах серии: каждый отдельный том был посвящён сезонным обычаям и обрядам. Этнография всегда предлагает что-то интересное и неожиданное, поэтому я довольно долго получала удовольствие от чтения, но всё же книга довольно однообразна в изложении материала. Поэтому читать остальные тома по отдельности я не буду: думаю, достаточно этого, обобщающего сборника.
Исследование очень основательное, и нельзя не отметить, какую серьёзную компиляционную работу проделали авторы. Это огромное количество материала, и, несмотря на год издания (80-е), исследование выглядит очень современным и, думаю, не теряет своей актуальности.
Прежде всего, авторы проясняют терминологию: выясняют, в чём состоит разница между обычаем и обрядом, какое место занимает феномен праздника в повседневности, в чём состоят его характерные черты.
Большую часть книги занимает рассмотрение различных обрядов и обычаев на примере стран Европы (нередко проводятся параллели и с русскими праздниками). И в конце - лаконичное заключение. Список литературы также достоин внимания: из него я почерпнула много нового для себя.
Это структура добротной, аккуратной научной работы. Введя в курс дела и прояснив терминологию, авторы последовательно раскрывают её на примере полевых этнографических исследований. Но в этом, наверное, и минус: книга довольно объёмная и написана при этом очень монотонно и однообразно; если сперва некоторые открытия поражают, то по мере чтения сперва наскучивают, а затем и утомляют, как один и тот же фокус, показанный в разных вариациях слишком много раз. Впрочем, думаю, для тех, кто вообще незнаком с этнографией и особенно со сравнительным религиоведением, книга может оказаться просто кладезем полезной информации. Её достоинство ещё и в том, что материал преподносится непредвзято и без попыток склонить читателя в сторону атеизма. То есть: вот информация, ознакомься и имей в виду, а дальше уж сам решай, во что верить. Вот это, скажем так, доверие к читателю (в рамках господствующей идеологии) очень подкупает и заставляет задуматься над некоторыми аспектами современной религиозности. Не зря в своё время отцы-основатели антропологии так пошатнули институт Церкви.
На мой взгляд, исследования по истории религий, носящие апологетический характер, то есть обусловленные необходимостью придерживаться определённой точки зрения, делятся на два типа: первый - тяготеющий к строгой научности (это, в основном, эмпирический метод и сравнительный анализ) представляет идею о том, что корни любого верования коренятся в различных иррациональных факторах, а по мере "взросления" приобретают разные социокультурные оболочки. Второй, происходящий из религиозных истоков (здесь это то, что можно назвать "методом в теологии", а также феноменологической "включённостью"), предполагает, что любое, даже самое "примитивное" верование как бы освящено вневременным Откровением. Так что я, читая различные исследования, иногда более философско-теологические, иногда более академические, склоняюсь то к одной, то к другой позиции. Эта книга заставила меня задуматься и засомневаться, поэтому я уверена, что это достойное (хоть и нудноватое) исследование.