Больше рецензий

Deli

Эксперт

Авангард дурного вкуса

10 июня 2022 г. 12:47

315

5 О темнейших сортах магии, неидеальных сказках и опасностях программирования бытия

Мне надо взять за правило не затягивать дочитывание понравившихся циклов – особенно если они небольшие. А то будет как сейчас: ой, а кто эти люди, ой, а что происходит, ой, а там чё, не все выжили, а давайте-ка я сериал посмотрю, чтобы вспомнить. Кароче зря я это сделал – и с чтением проваландался, и ввязался в экранизацию, максимально далёкую от оригинала. Смотри теперь, хомяк, эти 5 сезонов, кусай локти. Замечательно, блин.
Если же серьёзно, продолжение вышло шикарное и очень неожиданное. Я не представлял, о чём же здесь ещё можно написать, ведь первый том выглядел вполне законченным: герои отучились, прошли через испытания и свинтили на пмж в свой дивный новый мир. Оказывается, Гроссман успел поразвесить столько ружей, что простор для творчества получился бесконечным. Просто я обо всём забыл. Равно как и о том, за что "Волшебники" мне вообще так понравились.

Волшебная четвёрка недолго правила страной Филлори в тишине и покое. Интересные времена и зловещие предзнаменования не заставили себя ждать, и пришлось королям отправиться в далёкое плавание на край света, чтобы найти артефакт, который спасёт мир. Наверное, тут есть какие-то параллели с соответствующим романом Льюиса. Не знаю. Потому что Гроссман не был бы собой, если б ограничился столь примитивной фабулой. А значит, ждёт нас ещё больше странной магии, внутренних демонов, всякой крипоты и, конечно же, разных миров, по которым героев от души помотает. Ещё больше теории воплощения сартаций вплоть до методики поиска зацепок в книгах: что является правдой, а что – творческим вымыслом. Как пользоваться портальными предметами, ключами, размыкающими границы, и туннелями в подпространстве. Мы ненадолго выйдем за грань всего и потом снова окажемся в точке сборки, чтобы узнать как именно и за счёт чего функционирует вся эта система, кем она была создана и что произойдёт, если в коде бытия начнут появляться ошибки и уязвимости, которыми герои вообще-то как раз и пользовались.

Квентин и Джулия снова попадут на Землю и будут судорожно окольными путями прорываться обратно в свою ненаглядную Нарнию, правда, по совершенно разным причинам. Прихватывая заодно вместе с собой всех подряд. И если до сих пор мы смотрели на Филлори влюблёнными глазами фанатов, то здесь впервые поднимается очень важный вопрос о том, что сказочный мир – это не какой-то там идеальный элизиум. Людям для счастья нужно разное. И даже Средиземье с Хогвартсом для многих – вовсе не предел мечтаний. Кому-то нужно совсем другое, а кто-то прекрасно чувствует себя на Земле. И при этом кто-то может приспособиться к внезапной смене условий, а для кого-то это смерти подобно и заберите ваши приключения обратно.

Большую часть книги Квентин и Джулия будут скитаться по Земле, некогда родной, а теперь словно бы враждебной или устаревшей. Словно бы это мир, который они магически переросли. Разумеется, это не так, и он хорошенько их отымеет, прежде чем отпустить, попутно заставив выложиться на полную. В их попытке уцелеть и вернуться в Филлори явственно видно противостояние чистой теоретической "настоящей" магии, существующей в специально выстроенной синкретической искусственной среде академических учебных заведений, и магии дикой, спонтанной, хаотичной, выживающей в условиях реального мира, приспособившейся к нему, встроившейся в него. А потому и куда более полезной.
Мы наконец-то узнаем полную историю Джулии, узнаем, что с ней происходило, пока Квентин развлекался в своём Брекбиллсе. Главы о событиях настоящего времени будут чередоваться с главами ретроспективными, и эти две равноправные сюжетные линии выводят уже двух главных героев. До сих пор Квентин воспринимался однозначным протагонистом, но сейчас, думаю, Джулия его затмила. В её истории столько надрыва, столько ада и ползания по битому стеклу, что читать было даже интереснее. К тому же за счёт того, что эта история альтернативного магического становления рассказывается во втором томе, а не в первом, одновременно с учёбой остальных героев, в цикле достигается некий информационный баланс. Два учебных процесса одновременно – это был бы уже перебор. Именно это меня в сериале и смущает, нам показывают всё сразу, не дают перевести дух, при том ещё и упуская множество деталей.
В книге же наконец-то затрагивается столь важная для меня матчасть. Наглядно показывается, как магия работает, усложняется и развивается с помощью использования научных данных. Считаю, что авторы, которые могут под это дело подвести базис, а не объясняют всё тупым щёлканием пальцев, заслуживают отдельную плюшку.

Однако чем больше мы узнаём о злоключениях Джулии в прошлом – а это, напоминаю, полноценная сюжетная линия, идущая через всю книгу – тем большая дисгармония наблюдается между ними. У этих историй разное настроение, разная тональность. История Джулии слишком тёмная, мрачная, насыщенная странными событиями и внутренними переживаниями. Она достойна была бы стать сюжетом отдельной книги. А то у нас в основной линии и так теснятся магическая школа, параллельные миры, монстры, драконы, сартации – и там тоже свои приключения. История и так дико перегружена, а в итоге к ней добавляются ещё и земные ренегаты, тайные общества, природная магия и боги. Ну каша же. Нет, вы не подумайте чего, я очень люблю книги с насыщенным динамичным сюжетом, когда вдохнуть не успеваешь, но сейчас у меня просто взорвались мозги. Хотя по здравому размышлению понимаешь, конечно, что автор идеально всё подгадал и выбрал самый выигрышный вариант. Размазывание этих событий по пяти книгам убило бы всю динамику. Если б я носил шляпу, то, наверное, снял бы её.