Больше рецензий

Maple81

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 июня 2022 г. 18:09

450

4.5

Я не сильно люблю читать про певцов и музыкантов. Одно дело, быть хорошо знакомым с творчеством, а затем уже погружаться в перипетии биографии, и совсем другое делать это наоборот. Но в данном случае я ожидала получить еще и некоторый срез эпохи, взгляд на театр, на оперу изнутри. И все же к книге и героине я подходила слега настороженно, не позволяя себе подчиниться мнению автора, а пытаясь смотреть на ситуацию со стороны, ставя себя на место разных действующих лиц.
Я сразу почуствовала, что у нас с героиней сильно различаются характеры. Наверное, не во всех жизненных ситуациях она была права, как бы не хотелось ей так считать. Но семейные взаимоотношения - вещь сложная, часто складывающаяся из полутонов, и не дело другим людям в них влезать. И еще я поняла, что только пробивной характер Вишневской позволил ей не только выжить в то непростое время, но и сберечь голос, добиться работы аж в Большом театре, а затем и мирового признания. Надо было, чтобы в одном человеке оказался и талант, и трудолюбие, и напористый характер.
Так вот, несмотря на довольно большое число “но”, книга мне очень понравилась. И не только сюжетом, но и самим стилем повествования. Я слушала ее в аудио, в женском исполнении, и у меня было впечатление, что сама Вишневская рассказывает свою жизнь. А рассказчик она весьма талантливый. Были здесь воспоминания непростого заброшенного детства, старых обид, было непростое время взросления, пришедшаяся на войну молодость. Было замужество от одинокости и покинутости. Но жадная до жизни душа всегда стремилась к музыке, и никому не позволяла себя окоротить, загнать в привычные рамки семейного быта. Наверное, эта вольность ее от матери-цыганки. Ее нельзя назвать примером для подражания, но нельзя и отрицать, что именно унаследованные от нее черты: грация, пластика, музыкальность, восприимчивость, позволили певице в дальнейшем блистать в оперном театре.
Я не идеализирую героиню, но все “женские” черты характера: взбалмошность, капризность, временами истеричность и избалованность, все это не только сыграло ей на руку в карьере/обожании мужчин, но и помогло воплотить на сцене большое количество эмоциональных женских образов. Увы, но у дамы с нордическим темпераментом, как бы ни было удобно общаться с ней в быту, подобные театральные воплощения просто не получились бы.
Интересно, что выросла она в довольно простой семье, никаких дворянских корней, никакого “благородного” воспитания, не заканчивала консерваторию. И все же смогла войти в мир классической музыки, уйдя от эстрадной. В книге как раз был абзац, сравнивающий ее путь с путями некоторых выходцев из рабоче-крестьянского класса, которые пошли прямым путем, через консерваторию, где, по ее словам, в основном занимались изучением марксизма-ленинизма, а не пением или историей музыки. Таким образом, молодые годы часто были потрачены напрасно, а потом было уже куда как сложнее реализовать свои природные способности. Мне же было интересно, как смогла она избежать “советского” воспитания. Ведь должна была учиться в таких же школах, также ходить на собрания. Впрочем, скорее всего в книге просто отражены поздние взгляды певицы, а не ее молодой настрой. А позже, когда она уже выезжала за границу, имела возможность сравнивать, сталкивалась с дуболомами от руководителей искусства в своей родной стране, понятно, что ее взгляды резко изменились. Нет, она не была борцом с режимом, она просто настаивала, требовала к себе и своей семье (в первую очередь, к мужу Ростроповичу) отношения, которого они заслуживали. Инициатива приютить Солженицына на даче тоже исходила полностью от мужа, она же лишь поддерживала супруга. Она же настояла и добилась выезда за границу, когда поняла, что ходу ему тут больше не дают, и он начинает гибнуть как музыкант. Словом, сильный характер и тут помог и ей, и окружающим ее людям.

Спасибо за совет в лампе Celine !

Комментарии


Рада, что тебе понравилось, очень незаурядная женщина!