Больше рецензий

BlBird

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 июня 2022 г. 22:40

2K

5 Дуэлянт-мститель

В день рождения Александра Сергеевича Пушкина хочется написать несколько слов о его произведении.

На сей раз выбор пал на "Выстрел" из всем известного сборника "Повести Белкина".

Хочу признаться, что эта повесть произвела на меня большое впечатление. Выстрел он и есть выстрел. Дуэль...несколько дуэлей, дуэлянты. Сразу на ум приходит "Дуэль" Конрада, по которой снят фильм, между прочим Ридли Скоттом, под названием "Дуэлянты". Время действия сходное - наполеоновские войны (у Пушкина не намного позже),  такая же чуть не фотографическая точность в выстроенности сюжета - отсроченная дуэль и такой же финал, где герой всё же отказывается сделать решающий выстрел... это после стольких лет ожидания, выдержки, планирования и жизни только с этими мыслями.

Опять история о мести, не вендетта, но после А.Дюма в каждой мести есть немного от графа Монте-Кристо.

Поражаешься выстроенности композиции. Кратко и сжато, на нескольких страницах Пушкин рисует драму жизни главного героя Сильвио, о том, как питалась его душа одним лишь ожиданием поединка, возмездия. Пожалуй, и нет лучшего слова, чем это. Речь идёт и о моральном кодексе человека чести тех времён, где один противник настолько проникается жаждой реванша, что он берёт на себя роль вершителя судеб, он своего рода переодевается в платье карающей Мойры, ждущей своего часа, чтобы оборвать нить жизни.

Это очень психологичное произведение. Пушкин яркими красками и смелыми движениями кисти рисует сознание главного дуэлянта Сильвио. Мы видим, что перед нами  не просто человек, следующий протоколу. Его не устроит обычная победа по закону дуэли. Он ждёт от соперника эмоций, а покуда он их не видит, то и не находит смысла в выстреле. Он хочет, чтобы его соперник трепетал перед смертью, чтобы ему было что терять, но сталкивается с тем, что молодой граф бесшабашен и бесстрашен. "Бесстрашие, ну, это, уж, не смелость, а только чувств и сердца омертвелость", как говаривал лорд Байрон. Не так ли? Наш молодой граф, противник на дуэли с Сильвио, лишён страха не потому, правда, что его чувства омертвели, а потому, что их у него ещё не было.

В другой раз мы видим графа таким же молодым, но уже женатым и к тому же счастливо, а это значит, что ему есть что терять, и чувства появились. Он боится выстрела, но стоит недвижим, потому что так велят ему правила чести. На сей раз перед лицом небытия он бледнеет и ему страшно. Он уже не готов играть с судьбой, беззаботно поплёвывая косточки черешни в перерывах между выстрелами, как он это делал когда-то. Сейчас ему не до черешен, не до вишен. Прошла пора, когда молодой граф кичился отсутствием страха перед смертью. С возрастом он растерял кураж и обзавёлся обычными эмоциями, да и рука перестала быть точной, нет былого уменья попадать исключительно в яблочко. Наш Сильвио удовлетворён увиденным и одного этого ему теперь достаточно: он дождался момента, когда его соперник показал свою человеческую суть, свою уязвимость, потому что именно отсутствием недостатков в этом человеке (с офицерской точки зрения)  был так поражён в своё время Сильвио.

Одно лишь появление среди офицеров молодого, сверх меры обаятельного, смелого, образованного графа поколебало самооценку Сильвио. Пока никто не мог ему оказать достойной конкуренции, Сильвио чувствовал себя привольно, но стоило только появиться достойному сопернику рядом, как он перестал чувствовать былую уверенность в себе и в том влиянии, какое он оказывал на ближайшее общество. Нужно было во что бы то ни стало восстанавливать пошатнувшиеся позиции и сделать это было проще всего при помощи дуэли. Только кому интересно убить противника, не испытывающего страха перед небытием. Невелико было бы достижение с точки зрения такого человека как Сильвио.

Наш опытный игрок готов ждать долго для того, чтобы восторжествовать и поставить соперника на колени. Перед Сильвио в роли карающей судьбы соперник должен трепетать и почти что просить пощады, что и получает наш прожжённый дуэлянт, только пощады у него просит не сам граф, а его молодая жена. Гордость Сильвио находит усладу, и он дарует жизнь противнику. Зачем тратить пулю, если знаешь, что убьёшь наверняка, а противник и так уже повержен, потому что ему стало не безразлично, чем закончится поединок. Безразличие графа перед лицом смерти  (в этом было его неоспоримое преимущество перед Сильвио) - то, что не давало покоя все эти годы нашему герою. Как мог другой человек быть настолько храбр, чтобы не испугаться и верной пули?

Это поразило Сильвио, и он жаждал того часа, когда бы смог упиться видом ослабевшего противника, готового просить о пощаде, пусть бы одним только взором. Сознание того, что существует кто-то, готовый смеяться смерти в лицо не могло оставить Сильвио в покое. Он мог бы простить графу и его бесчисленные победы над женскими сердцами, и его литературные колкости, которыми противники обменивались, читая друг другу эпиграммы, всё, что угодно, но только не отсутствие главного - страха.Сильвио мстит графу уже за то, что однажды молодой счастливчик одной лишь невозмутимой улыбкой и пригоршней черешни заставил Сильвио почувствовать собственную слабость перед лицом противника, которому всё нипочём. Этого Сильвио простить ему не мог. Граф уязвил его изнутри, и обычный азарт дуэлянта превратился в рассчётливость мстителя.

Граф предоставил нашему герою случай восторжествовать, и его внутренняя гордость была удовлетворена в полной мере. Вот так человек может заполнять свою жизнь на годы вперёд и одновременно придавать ей смысл одним лишь желанием восстановить внутренний комфорт и заново самоутвердиться, проживая жизнь с мыслями о другом человеке и забывая свою собственную. Эго "гранде" играет коварные шутки со своими обладателями. Желание мести заманчиво. Вместе с тем оно разрушает жизнь не только тех, на кого будет направлен удар, но также и жизнь самого мстителя. Уж, если мстить, то лучше это делать поскорее, иначе годы, потраченные на ожидание окажутся вычеркнутыми из жизни самого мстителя.

Благодарю за внимание!

Комментарии


Спасибо за рецензию!
Сразу возникают описания других дуэлей в различных произведениях того времени, но в моем воображаемом списке, первое место занимает поединок между Грушницким и Печориным у Лермонтова.


Да, там писатель знал толк в подобного рода упражнениях на меткость. Тут кто-то из рецензентов на сайте вроде изучал феномен дуэлей. Определенно заслуживает внимания. В наше время наверное можно противопоставить только бои без правил или просто сами спортивные турниры. Думаешь, маскарады и театры превратились в ролевые игры, картежные игры переехали в компьютерные игры, а чем заменили дуэли...вот наверное что-то из так называемого спортивного.


Не соглашусь)
Дуэль не чета боям без правил и другим упражнениям в выяснении отношений на публику, для публики или из-за публики.
Дуэль - это запредельное что-то, доступное какому-то видоизмененному (в отличии от нашего) взгляду на жизнь, на честь и достоинство. Не хочу романтики здесь, ужасное и страшное явление.
Но аристократическое, как мне кажется.
И достойное изучения, безусловно)


Я согласна, что сравнение с боями без правил не слишком соответствует. Тогда получается, что вроде и нет этому феномену аналога в современной жизни.


Да, это что-то из далёкого и порою нам непонятного прошлого)