Больше рецензий

i_amkate

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

2 июня 2022 г. 13:03

242

1 Теракт — театр, а люди в нем актеры. Как обосновать собственное безумие безумием божества

Название книги скопипастчено Юргенсмейером из «Исхода. Глава 23» и полный отрывок выглядит так:

«Не будет преждевременно рождающих и бесплодных в земле твоей; число дней твоих сделаю полным.
Ужас Мой пошлю пред тобою, и в смущение приведу всякий народ, к которому ты придешь, и буду обращать к тебе тыл всех врагов твоих;
пошлю пред тобою шершней, и они погонят от лица твоего [Аморреев,] Евеев, [Иевусеев,] Хананеев и Хеттеев;»

Если Вы обратили внимание местоимение «Мой» написано с большой буквы, и да — это прямая речь от лица ветхозаветного бога, которую Моисей (ему приписывается авторство данного священного текста) приводит в качестве послания к еврейскому народу, блуждающему по пустыне в поисках обетованных земель.

Эта цитата - наглядная гарантия, обещание всесильного божества оказать всестороннюю поддержку, в том числе и силовую — именно то, что требовалось для становления нации и единения людей в условиях ветхозаветной реальности (прям скажем, не всегда дружелюбной). Но актуален ли воинственный Яхве в мультикультурном современном социуме, и нуждается ли в нем и его коллегах из других конфессий среднестатистический цивилизованный человек?
картинка i_amkate
Автор, на мой вкус, дает странные и часто банально противоречащие друг другу обоснования своих же столь же несогласованных тезисов, ссылаясь то на Докинза, то на Армстронг и других религиоведов, в разных главах то соглашаясь с их мнениями (ибо своего он так и не сформулировал), то критикуя их. Заявленные интервью с радикалами (важный материал, на котором должна была строиться вся научная работа) практически отсутствуют, зато в изобилии авторский МНОГОКРАТНЫЙ пересказ самих терактов, залитых «водичкой» из бессмысленного вводного текста, с пространными ссылками на самого себя и подводками к следующим главам.

И если Яхве не только угрожал, но и насылал шершней и кого похуже на недругов своих Почитателей, то Юргенсмейер ограничился только обещаниями глубокого и обоснованного исследования. Научная работа заканчивается так:
«Исцелить религиозное насилие в конечном счёте можно только вернув самой религии подобающее ей уважение».

500 страниц текста про социально-политические, экономические и культурные объективные проблемы Яхве в бороду: «уважение», «исцеление». 500 страниц о психических заболеваниях (Брейвик), территориальных войнах (арабо-израильский конфликт), захватнических амбициях (ИГИЛ) и вот такой, блин, оскорбляющий чувства вдумчивого Читателя вывод. Это была очень сырая по компоновке материала и поверхностная по содержанию история, единственно важное, что было озвучено — это фамилии коллег Автора, на работы которых действительно стоит обратить внимание.

Столкновение секулярного и религиозного мировоззрений

Любое научное исследование, а «Ужас» явно претендует на это звание, должно иметь четкую структуру, набор тезисов и доказательную базу к ним. Юргенсмейер же то старается привязать все крупные теракты последних десятилетий, совершенные представителями маргинальных ответвлений разных конфессий, к вероисповеданию исполнителей (видимо, чтобы как-то оправдать название книги), то наоборот накидывает в кучу и бедность, и неуважение, и даже юность, как основные факторы риска для превращения из тыквы в «живую бомбу».

«Большинство участников этих движений является маргиналами именно благодаря своей молодости», - говорит Автор и о «бойцах» ИГИЛ, и о сикхских экстремистах, и о представителях ХАМАС. Юность, как причина терроризма — очень свежо.

«По иронии судьбы верно и обратно: терроризм тоже дает религии силу», - прям таки террористическое утверждение, с которым не согласна не только я, но и ни одна из мировых конфессий. Мусульманское духовенство однозначно осуждает действия представителей радикальных ответвлений ислама, христиане вряд ли признают действия Брейвика допустимыми, сколько бы цитат из Библии он не привел.

«Когда же сторонники религии заявили, что моральный фундамент для общественного порядка может составить только она, использовали единственный наглядный для смятенной публике силу: террор», - после таких высказываний надо запретить либо религию, либо Юргенсмейера.

«У нас есть свидетельства, что религиозные жертвенные обряды древности были перформансами, предлагавшими убийства живых существ в точности, как разрушительные перформансы сегодняшнего терроризма».

Прежде всего, жертвоприношение призвано скинуть напряжение, понизить градус агрессии через ритуал. На мой личный вкус называть уничтожение Башен-Близнецов (ВТЦ) или расстрел молодежи Брейвиком перформансами само по себе уже акт терроризма. Но Автору нравится театральная лексика, и он активно использует слова «сцена», «зрители», «актеры» в описании жестоких массовых убийств. Наверное, это жертвоприношение богам рекламных кампаний по продвижению книжки, но с этикой здесь явно все как-то не очень, и Яхве точно тут совершенно не при делах.

«Когда мы - зрители в этом театре - принимаем его всерьёз, чувствуем ужас и отторжение, начинаем сомневаться в безопасности окружающего нас мира: спектакль можно считать удавшимся».

Занавес.

«Чем религиозный терроризм отличается от любого другого?»

Основной стилистический прием, используемый Автором в книге — это риторический вопрос.
«Зачем религии насилие и насилию религия? Почему некоторые верующие с такой охоты пользуется божественным правом на то, чтобы разрушать?»
«Вопрос, почему это так, преследовал так же некоторых выдающихся учёных».

Колоссальный объем занимают рассуждения Автора о собственном тексте:
«Эта книга посвящена религиозного терроризму».
«Последующих главах я решил сделать акцент…».
«Вторую часть книги я посвятил…».
«В Главе 7 я рассказываю…. В главах 8, 9 описываю ….глава 10-я посвящена…»....

Единственный важный блок, обещанный нам Автором (интервью с организаторами и исполнителями терактов) подан в столь пренебрежительном и даже комичном виде, будто мы рассуждаем о соседе, который настойчиво не убирает фекалии за своей собакой, а не о чудовищных событиях, изменивших мировое сознание.

«Почётное место среди них занимала ФИЗИОНОМИЯ рабби Меира Кахане, которого Лернер глубоко почитал»
«Обещал своим ПРИСПЕШНИКАМ вечную жизнь и спасение»
«Тиражирование их паранойи в публичной сфере»
«Такова одна из сторон Пэйсли - темпераментного эгоманьяка…»

Автор совершенно не в состоянии подняться над собственным презрением к религиозным мотивациям опрашиваемых им людей, наверное, поэтому он и не может осознать смысл того, что они ему отвечают. Отсутствие беспристрастности превращает бесценный на входе материал в обычный мусорный контент, пропитанный тем самым, что Писатель так осуждает — ответной агрессией и высмеиванием чужеродной позиции, уже неоднократно приведшей к катастрофе.

«Сидя за компьютерами и воображая себя солдатами в грандиозный космической битве», - саркастично отзывается Ученый о молодежи, увлеченной радикальными идеями, - «...множество из этих добровольцев со всего мира и большинство из тех, кто стекался чтобы сражаться за ИГИЛ в Ираке и Сирии…».

Превращение нелепых «диванных» солдат в вооруженных боевиков у Юргенсмейера занимает всего пару абзацев, лишенного смысловой нагрузки текста, и эта стремительная метаморфоза совершенно его не отрезвляет. Брейвик по-прежнему дурачок, зацикленный на датах, бен Ладена что-то «бесит», кстати, книга написана еще до захвата Афганистана талибами, так что талибан в представлении Автора просто толпа маргинальных партизан-неудачников.

Интервью с палачами

Эта книга могла бы стать интересным и оригинальным исследованием, собрав под своей обложкой мнения радикально настроенных представителей разных конфессий, чтобы в итоге вывести, что «ужас СВОЙ они посылают перед собой», а Бог — лишь яркая обертка для декларации собственной, а не божественной воли.

«… теракты - это «письма», как бы уведомления Израилю и его гражданам, что они участвуют в большом конфликте…», - Имад Фалуджи Хамас.

«Владеть оружием и не жаждет справедливости величайший грех», - Бхиндранвале.

«Мы должны защищать свой народ», - Виратху.

«17 лет который он прожил в Германии «хватило чтобы понять что за чертовщина творится тут в США и в Европе со всем этим секуляризмом и неверующим людьми», - Абухалим.

Резюмируя, я не рекомендую это разрозненное и часто необъективное повествование, которые вряд ли можно называть полноценным исследованием. Терроризм — страшное международное явление, но вряд ли основной его причиной можно считать веру в какое-либо божество или «космические войны».

Человеческая природа состоит из разных аспектов, мотиваций и обоснований, и истина, как и красота, находится в глазах смотрящего. Очень удобно обосновать собственное безумие волей какого-нибудь популярного бога, призвав его паству на бой за СВОИ интересы, хотя с тем же успехом можно творить дичь под эгидой абсолютно светских общественных ценностей, как это неоднократно происходило на протяжении всего 20 века.

Приятного чтения!

Литературный диалог ВК