Больше рецензий

30 мая 2022 г. 22:55

119

4 Долгий путь к свободе

Книга пулитцеровского лауреата всегда вызывает какие то завышенные ожидания к чтению. Хотя и понимание - что явно в романе будет поднят серьезный социальный вопрос, и даже проблема. Так и вышло с "Корнями" Алекса Хейли. Тема рабства, тема похищения африканцев из их домов, разрушения судеб людей ни в чем неповинных взята за основу романа. Алекс Хейли - афроамериканец, который провел исследование своего генеалогического древа, и нашел своего африканского предка, который был похищен и вывезен в Америку. И также автор отследил и описал судьбы потомков Кунты, которые многие поколения провели в рабстве, как это ни страшно звучит.
Абсолютно поразительно красочно автор описывает жизнь африканскго племени в деревне Джуффуре. Все начинается с рождения Кинте Кунты, первенца в семье Оморо и Бинты. И сразу же читатель понимает, что ритуалы - важнейшая часть в жизни этой деревни. На все есть свой ритуал - на рождение, на выбор имени ребенка, на инициаию его взросления, на женитьбу. Вроде бы и наша культура включает это все, но в африканской деревне это все на уровне бессознательном, это просто неотъемлемая часть их быта. Очень хорошо описан этот самый быт африканцев. То, как они выращивают рис, хлопок, пшеницу, как охотятся на животных, сами производят одежду, посуду, сами сторят свои хижины. Их племя абсолютно самодостаточно, им не нужно ничего покуать у других производителей. Единственно, меня удивило то, что они как то неудачно готовились к сезону засухи, и им вечно нехватало пищи, чтоб нормально дожить до следующего урожая. Очень интересно было читать о обряде инициации мальчиков. На три месяца главы племени уводят их из деревни, отрывают от семьи и обучают всему необходимому в жизни мужчины - как охотиться, как организовывать быт, различным принципам и традициям в поведении, искусству единоборства, и тактике защиты своей деревни от захватчика. И не могу сказать, что в их порядках было что то бредовое. Все очень приспособлено к реальной жизни в африканской пустыне, обществе, хорошо отлажено.
Шокирующий отрезок о плавании Кунты на корабле работорговцев просто ужасающий. Невозможно современному человеку поверить в этот ад. Люди, прикованные друг к другу железными цепями, неделями просто лежат в темных и непроветриваемых трюмах корабля в своих испражнениях. Раз в несколько дней команда очищала трюм от нечистот, как в хлеву сгребая это все, и заливая уксусом. Не знаю, на что рассчитывали эти работорговцы, почему не создавали более приемлемых условий для перевозки столь дорого товара? Но во многих источниках я встречала мысль о том, что к африканцам относились, как к животным, не предполагая у них достаточного интеллекта и потребностей, как у остальных людей. Это настолько бесчеловечно, страшно, возмутительно, непонятно. И, что самое страшное, работорговля продолжается и в двадцать первом веке. Это постигнуть и осознать просто невозможно.
Пережив нечеловеческие условия на корабле, Кунта все таки попадает к хозяину на плантацию. Но никак не может смириться со своим положением, и неосознавая тщетность этого всего, четыре раза сбегает от хозяина. На четвертый раз его серьезно калечат охотники за беглыми рабами, и Кунта смиряется. Но это черное, страшное смирение, не подчинение. Он даже не может общаться с остальными чернокожими рабами на плантации очень долгое время. Но все таки находит в себе силы, и благодаря поддержке окружающих, возрождается к жизни.
Роман о жизнях шести поколений, которые пережили рабство, особожднение, и начало новой свободной жизни, становление себя в обществе белых людей, своих бывших рабовладельцев, которые неприемлят очень долгое время чернокожих, как равных им людей. Читать ради удовольствия - вряд ли. Но как расширение мировоззрения и понимания рабства в Америке - очень да.

Прочитана в рамках игры 'Долгая прогулка'