Больше рецензий

29 мая 2022 г. 01:47

287

5 Мультивселенная Сапковского

Спойлеры ко всей саге!

Я обещала себе перечитать и я перечитала! Ура!

Редко какой автор откажет себе в удовольствии не превратить свою сагу в Сагу, в нечто эпичное, без начала и конца. Признаться, все эти многочисленные вставки с Нимуэ и остальными рассказчиками и позабавили, и утомили одновременно. Ну ладно. Уж такому мэтру, как Сапковский, можно позволить такую слабость.
Серию я читала не впервые, но впервые осознанно, без пролистывания описания сражений и политических описаний. Рада, что смогла пересилить себя и вникла в мир, так тщательно продуманным Сапковским. Развлекала себя поиском параллелей между Нильфгаардом и Священной Римской империей, Туссентом и Лихтенштейном, Цинтрой и... Польшей?
Позабавило и то, сколько в "славянском" фэнтези обнаружилось заимствований с кельтской мифологии и греческой (Фрингилья и Боклер, ну чем не остров Цирцеи???). Все это органично вплелось в полотно и удачно играло на архетипах и интуитивном восприятии сюжета и образов.
Кстати насчет образов.
картинка Darkellaine
/Знаю, два меча неканон, но так уж захотелось/

Да, Цири это Мэри Сью. Но какая! Настоящий бренд, собирательный образ всех магических макгаффинов и лицо своего времени, часа Презрения. И как удачно, что только ленивый не посчитает свою эпоху веком меча и топора (и так далее по списку). Словом, персонажка очень удачная. Методы Сапковского, конечно, не новые, но он использовал их столь нагло и без стеснения, что ты уже и не хочешь к чему-то придираться.
картинка Darkellaine
картинка Darkellaine

Тоже касается и Геральта. Нищий и ободранный, в столь же степени страшный на лицо, сколь и привлекательный для женщин, он стал хорошей сатирой на рыцарей в сияющих доспехах без страха и упрека. Постмодернизм, герой нашего времени и вообще циничный нигилист. И вместе с тем, какие речи! Какая мораль! Столь сильная и кричащая в последних книгах, что я уже вижу как Геральт, оправившись от избиения вилкой в конце сего тома, отправляется в Каэр Морхен лепить ведьмаков нового времени, преподавая им этику и философию.
Чародейки вместе с Йеннифер, решающие, что позволить королям, а что нет, сидящие этажом выше помещения, где подписывают Цинтрийский мир, сцена великолепнейшая. Зная взгляды пана Анджея на женщин и их права, трудно сдерживать веселое восхищение. В особенности читая о действиях Ложи (до сцен с Цири, конечно). При этом бросается в глаза, как и печально эта ода феминизму оканчивается. Кроме отрывка со святой Филиппой, тут можно и похихикать.
Каждая книга серии имеет свои преимущества. Во "Владычице озера" это, конечно, описание войны. Сейчас, конечно, не обязательно открывать книгу, чтобы узреть войну, достаточно просто выглянуть в окно, но то, насколько глубоко автор погружается в происходящее, сколь дотошно, будто глазами психиатра, наблюдающего за психически больным, он препарирует войну, проклинает ее, высмеивает и сокрушается. Горько.
Хочется похвалить и второстепенных героев. Мой фаворит это Регис, разбавляющий повествование и шутками, и глубокомысленными изречениями. Но и остальные, Мильва, Лютик, Золтан и Дийкстра, написаны на 5+. Узнаваемо и ярко, но при этом ровно настолько, чтобы не превратиться в функции, как в сказке. Моя любимая сцена это избиение Кагыра и Геральта Мильвой кожаным ремнем. Они столь хороши и необходимы главному герою, что даже не хочется вопрошать, с какого перепугу они пошли вместе с ним на верную смерть. Особенно это касается Ангулемы, но про которую рецензенты уже высказывались, а мне не хотелось бы цикл ругать и пытаться найти огрехи и глупости, которые, безусловно, есть везде. Для меня показатель качества материала это как раз нежелание их искать. Все-таки "Ведьмак" это уже классика.
P. S. Картинки мои :)

Еще хотелось бы отметить продолжение этой книги. Я не про "Сезон бурь", но про Дикую охоту от CD Project Red. Хотя хвалить игру в книжной рецензии это моветон, я не могу о ней не вспомнить, так как считаю, что игровая серия великолепно продолжает оригинал. Могу поспорить, что сценаристы и большинство разработчиков знают первоисточник чуть ли не до последней строчки, столь внимательны они к деталям мира, который отображают. Они грешат лишь тем, что игровой мир получился более ярким и красочным, как в прямом, так и в переносном смыслах.
Жаль, пан Анджей скептически относится к играм. Надеюсь, он все же пересилил(т) себя и ознакомиться с сюжетом всех трех игр и сможет оценить их по достоинству (и что примет участие в развитии новой игровой части, особенно если она будет посвящена Цирилле).