Больше рецензий

28 мая 2022 г. 21:03

505

5 "Нет такого положения, хуже которого не было бы..."

Третий прочитанный роман у Мамина-Сибиряка после "Дикого счастья" и "Приваловских миллионов". Замечательная книга!
Если в "Диком счастье" сюжет неразрывно связан с главным героем Гордеем Евстратычем, в "Приваловских миллионах" - с миллионами, а не с конкретными людьми, то в "Золоте" балом правит именно этот благородный металл. Вот только получается всё как-то совсем "не благородно".
Начинается история с того, что к старому штейгеру (горному мастеру) Родиону Потапычу Зыкову приходит другой старичок, Андрон Кишкин, в своё время работавший на приисках, занимавший там неплохую должность, но растранжиривший все деньги и живущий сейчас практически в нищете. Он сообщает Зыкову, что вскоре должны открыть для самостоятельной добычи золота одно месторождение - Кедровскую дачу, и что неплохо было бы и Зыкову с его огромным опытом и чутьём на золото прикупить себе там деляночку для разработки. Но Зыков отказывается от такого предложения: Кишкина он не любит и не доверяет ему, сам уж стар и на нынешней должности чувствует себя неплохо. Кишкин же всё никак не может угомониться, обвиняя в своей нынешней бедности кого угодно, кроме самого себя. Растравив себя окончательно, он пишет донос на своё бывшее начальство, подробно (он долго готовился к этому и тщательно собирал данные) описывая все случаи хищения и приписок, что допускались на прежних разработках. По заявлению Кишкина начинает разворачиваться настоящее следствие.
Тем временем весть об открытии Кедровской дачи уже успела облететь все местные деревни. Мужички начали объединяться в артели и, если средства позволяли, выкупать участки для поиска золота. Ну а кто победнее - те нанимались в работники.
Как я уже писала, главного героя в этом романе нет. Вроде действующих лиц много, но, как ни странно, в них не путаешься, их обилие не раздражает (в отличие от "Приваловских миллионов"), все герои интересны. Автор расскажет нам и про тяжёлую жизнь Родиона Зыкова, как тот совсем молодым попал в эти края на каторгу за какой-то несчастный случай на охоте с барином. Как здесь же, на Урале, повстречал свою единственную любовь Марфу, совсем молоденькую девушку, что была сослана на каторгу "за кражу сахара" (как было написано в её бумагах) вместе с сестрой Лукерьей, обвинённой в "краже мёда". На самом деле всё дело было в барине-сластолюбце, которому Марфа посмела дерзко отказать. Крепкий старик Родион Потапыч, недолюбливают его рабочие за строгий нрав и непреклонность, но и уважают за знания и верность делу.
А вот и зять Родиона Потапыча, Тарас Мыльников. Пьяница-горемыка, пустобрёх и хвастунишка. Бросив жену с ребятишками в своей бедной полусгнившей избёнке, среди прочих тоже подался Тарас на Кедровскую дачу, и (надо же!) нашёл-таки золото! Ну не счастье ли? Нет... Все добытые таким тяжёлым трудом деньги оставил Тарас в кабаках, и какой голью перекатной был, такой и остался.
Начальник Родиона Потапыча, управляющий Степан Романович Карачунский (очень понравился мне этот герой!). Умный, расчётливый, знающий и чувствующий местный народ и им за это любимый. Всё бы ничего, кабы не одна "слабость"... Горькая судьба...
Женские персонажи романа - это отдельная история. С какой любовью, с какой жалостью к тяжёлой бабье доле выписал их Мамин-Сибиряк! И дочь Родиона Потапыча, Феня, сбежавшая из дома за любимым в соседнюю деревню и проклятая за это отцом. И многострадальная жена местного кабатчика Ермошки, слабая болезненная женщина, которая изо дня в день вынуждена отвечать на вопросы мужа о том, когда же она помрёт и он сможет жениться на другой (она уже настолько к этому привыкла, что даже даёт советы мужу относительно выбора). И недалёкая дочь Тараса Мыльникова Окся, которую отец заставляет дни напролёт сидеть в шахте, ковыряя глину. Правда, Окся оказалась не так уж и глупа, коль ежедневно выносила из шахты тайком от отца кусочки золота, завёрнутые в тряпьё. Накопив таким образом немалое "богатство", Окся от отца сразу же сбежала и ко всеобщему удивлению даже вышла замуж.
Очень много местного колорита в этом романе, много местных словечек, выражений. Какое красивое описание уральской природы...
И какой страшный у этого романа конец! О нём начинаешь догадываться заранее, хотя никаких туч автор не нагоняет, и никакого морализаторства (мол, всё зло от золота) здесь нет.
Так кто же виноват во всём, что произошло? Неужели именно этот металл с атомным номером 79? Неизвестно...