Больше рецензий

28 мая 2022 г. 13:42

558

5 Пик черного юмора

Прочитав первые 100 страниц романа, у меня уже сложилась полная картинка поставленных экономических, социальных и политических проблем послевоенной Германии. А все от того, что когда читаешь много произведений одного автора, хочешь-не хочешь начинаешь привыкать к нему и инстинктивно чувствовать его стиль с самого начала.

Черный обелиск - многоуровневая литература, в котором поднимается масса самых разных вопросов: начиная от инфляции цен 1923 года, заканчивая философскими рассуждениями о смысле жизни и места в человека в нашем огромном мире. Как всегда, все-таки хотелось бы остановиться более детально на нескольких ключевых моментах Обелиска.

Черный юмор

Он здесь просто повсюду. Да, мы его встречали и в На западном фронте без перемен, и в Возвращении, и в Трех товарищах, но в таком объеме, как в Черном обелиске я точно не видал. Открываешь буквально первые страницы, и сразу:



Весна не подкачала, мы торгуем блестяще, распродаем себе в убыток


- Все же зачем тебе мундштук? Я не софилитик.
- А я не гомосексуалист.

Агент конкурирующей фирмы главных героев Оскар Фукс по прозвищу "Оскар Плакса" использует репчатый лук, чтобы заплакать и подавать сочувствующий вид для продаж могильных плин и памятников, могильщик Вильке рассказывает, как он занимался любовью в гробу на своей прежней работе в Гамбурге; товарищ главного героя Вилли приходит в экстаз, когда его содержантка Рене де Ла Тур командует мужским баритоном во время утех любви и он представляет себе ранее ненавистного ему генерала еще со времен военной компании Первой мировой; молодые парочки занимаются этим прямо во дворе, где установлена выставка надгробных плит; отставной офицер пьяница мочится на черный обелиск, а также много других ситуативных примеров, где обличается полное падение морали. И такими циничными саркастическими шутками нашпигован весь роман.

Падение моральных ценностей

Дети играют немецкими марками

Ни для кого не секрет, что экономический кризис послевоенной Германии больно ударил почти по всем слоям населения и стал результатом дичайшей инфляции. Обязательства по выплатам репараций странам союзникам поставили всю страну на колени. Ушлым дельцам и спекулянтам все-таки удавалось неплохо наживаться на послевоенной разрухе, а люди, не потерявшие в себе моральных ценностей вынуждены в лучшем случае сводить концы с концами, а в худшем - кончать жизнь самоубийством.

Главный герой Людвиг Бодмер просит у своего работодателя и друга Георга Кроля выплатить ему жалованье, чтобы успеть купить себе галстук, так как через пару часов марки обесценятся из-за ежечасового скачка курса доллара. Супружеская пара заложила всю мебель в своем доме и вешается в шкафу на простынях, не имев возможности отравиться газом, так как газ им отключают за неуплату, а газовая компания просит прощения у мебельной фирмы за неудобства, учитывая, что и шкаф этот уже был заложен и он вначале спугнул клиента, так как внутри него лежали трупы. Но он все равно вечером все же забирает этот шкаф.

Настолько роман пропитан этими жуткими историями, что становится даже не по себе. Как и в Трех товарищах в нем важен именно микросюжет. Основной сюжет ничем не примечателен, он идет размеренно, медленными темпами. Кто хорошо знаком с творчеством Ремарка, знают, что это именно в его фирменном стиле.

Лечебница и Город

Последнее на чем я хотел бы остановиться, это то, как автор удачно противопоставляет два мира: Лечебницу и Город.

картинка ZaurKenherli

С одной стороны нам показывают больных в психиатрической Лечебнице: один думает, что он стеклянный человек и боится, чтобы не перегреться на солнце от хрупкости, другой считает себя Георгом VII, а третий Паой Римским. Все друг с другом общаются со стопроцентной искренностью без лжи и фальши. Но они больные по факту, что доказано и подкреплено медицинскими документам. С другой стороны Город: здесь живут и крутятся адекватные люди в здравом рассудке, гонятся за наживой и пытаются обеспечить себе уют и комфорт. Но автор переворачивает все вверх дном, и демонстрирует читателю, что больными являются как раз таки горожане, потерявшие моральный облик в погоне за деньгами, а не пациенты, страдающие психическими заболеваниями.



- Я тебя не покинул, - отвечаю я. Уходил - да, но не покинул.
- А где ты был?
- Я чуть не сказал: в городе у сумасшедших, но вовремя удержался.

Смотрел разные видеоролики в Ютубе, где каждый блогер прям настоятельно советует соблюдать последовательность чтения произведений: "Сначала вы должны почитать вот эту книгу, а потом вот эту, по-другому никак!". Все это полнейшая ерунда. Единственное, что я могу Вам слегка посоветовать из личного опыта - ориентироваться на циклы романов Ремарка. У него произведения разбиты на циклы: Раннее творчество (Приют грез, Гэм, Станция на горизонте), Потерянное поколение (На западном фронте без перемен, Возвращение, Три товарища, Станция на горизонте), Жизнь в концлагерях (до этого, я кстати еще сам не дошел :) Так вы будете всегда "в теме" и вам будет реально удобно ориентироваться в хронологии исторических событий.