Больше рецензий

27 мая 2022 г. 19:19

1K

3 Идеи как луч света в темном царстве

В основе книги лежит теория из области лингвистики, что человек рождается с некоторыми познаниями в языках (привет универсальной грамматике Хомского), приправленная идеей "мозг = компьютер". Однако на одной идеи далеко не уедешь при написании художественного произведения и надо завозить сюжет, персонажей и мир. И вот с этим возникли большие проблемы.

Первая проблема - место действия. Не очень понимаю, почему данную историю нельзя было бы рассказать в близком будущем, схожем с настоящим, но с более развитыми технологиями. Однако здесь страна раздроблена на кучу мелких франшиз, которые не понятно как взаимодействуют друг с другом, здесь нет ничего важнее для мафии, как вовремя доставить пиццу клиенту (?!!), здесь какие-то сумасшедшие инфляции не позволяющие оценить масштаб ситуации, когда один персонаж в другого швыряется миллиардами долларов. Местный сеттинг порождает очень много вопросов, а сюжетно для повсеместного распространения сект/интернета/кабельного он не необходим.

Вторая - сюжет, он безумно рваный. Экшен главы с погонями или где "один персонаж в одиночку разносит тысячи противников" резко сменяются на главы с экспозицией, в которых происходящее в мире ставится на паузу и либо главному герою излагают факты из шумерской мифологии/религии/лингвистики, либо главный герой проговаривает целыми главами, о чем же книга и что хотел сказать автор. Глава от персонажа А может закончиться тем что его пытают, а затем он появится в конце книги от лица персонажа Б как ни в чем не бывало. Спрашивается, где ты был все это время, особенно когда персонаж Б огребал проблемы и почему ты его не предупредил. Что-то не столь катастрофичное, но все равно мозг спотыкался: сначала персонаж А отчитывает персонажа Б за то, что тот не предупредил его о Лавине, ибо тот знал, что персонаж С из-за Лавины в зоне риска, а затем, спустя несколько глав, персонаж Б вспоминает, как ходил в кафешки с персонажем А и тот рассказывал ему о том, что персонаж С - хакер. Спрашивается в задаче, а нельзя ли было до всего этого вбросить пару эпизодов с походами по кафешкам или их упоминание, чтобы не возникали вопросы в духе "а откуда он мог про это вообще знать?". Это же не главная интрига всего произведения, типа дворецкий - убийца, выглядит так, будто автор спохватился под конец, но нормально залепить сюжетную дырочку поленился.

Из сюжета вылезает и проблема с персонажами. Хиро - швец, жнец, на дуде игрец. И.В. - бойкая, дерзкая...и все, больше про них сказать нечего... кроме того, что они не развиваются. Совсем. Заявленная проблема о том, что Хиро не знает кто он и где его место, вместо плавного развития как-то забывается, потому что погони/драки сами себя в сюжет не впишут.

Отдельно хочется отметить финал истории, а точнее его отсутствие. Есть открытые финалы, которые оставляют простор для фантазий, закрывая тем не менее главную сюжетную линию истории, а есть Лавина, где все обрывается на полуслове.