Больше рецензий

22 мая 2022 г. 21:17

101

5

Я люблю читать литературные биографии людей, когда частная история творца, его деятельность (зачастую творческая) и его эпоха смешиваются воедино, между ними стираются грани, и ты вдруг чувствуешь себя сопричастным к чему-то большому и великому.

Среди моих фаворитов: «Державин» Владислава Ходасевича и «Данте» И. Н. Голенищева-Кутузова. Книга Мари Дарьесек в 2-3 раза меньше, чем вышеуказанные биографии. Но при этом автор умудряется за каких-то 130 страниц соединить в своем повествовании жизнь Паулы, её эпоху («эпоху невинной Германии 1900-х годов»), её окружение, её картины, взгляд Мари так же все время обращенном в будущее, которое Паула никогда не узнает: мировые войны и признание нацистами картин Паулы дегенеративными. Но и этого было мало Мари, она смело шагает дальше и ломает 4 стену – она говорит о себе самой, роман был написан в 2016 году – как близко к нам, намного ближе, чем Ходасевич и Голенищев-Кутузов: они писали в 20 веке, мужчины писали о мужчинах; автор там безлик, он лишь проводник в давно ушедшие эпохи. А тут 21 век, женщина пишет о женщине… о женщинах в целом; и авторка не кроется за буквами, а смело смотрит в глаза тем людям, о которых она говорит; и иногда поглядывает на тех, кому ведает свой рассказ.

Под конец частная жизнь Паулы перетекает в частную жизнь Мари. Их разделяет 100 лет, но это не машет чувствовать родство.

Наверное, этот текст так откликнулся мне потому что я читаю его в мае 2022 года, когда слова о «невинной Германии» и об ожидающих бедствиях 20 века так неожиданно актуальны в наших жизнях; в начале месяца я посетила ГМИИ им А.С. Пушкина, где неожиданно прониклась картинами импрессионистов, поэтому и строки о творчестве Паулы вызывали у меня лишь теплые чувства, а некоторые из её работ надолго останутся у меня в сердце; ну а еще я женщина: как и Мари, как и Паула.

Если бы книга завершилась на смерти Паулы, то она, наверное, оставила бы похмельное чувство, после слишком крепкого виски, когда воспоминания о прекрасном вечере стираются из-за сильного желания расколоть себе голову.

Однако роман завершается автором и Рильке (лучшем другом Паулы); а еще памятью о Пауле. Этим самым автор будто хочет нам сказать: Паула жила и живет, пока мы помним о ней, пусть наши воспоминания и отрывочны, неполны, а сама художница ушла слишком рано.

Это не просто текст, а диалог, который ведет автор с читателем, это не просто рассказ о Пауле Модерзон-Беккер, а рассказ о художнице и женщине, актуальный в любую эпоху.

Источник