Больше рецензий

21 мая 2022 г. 13:26

217

4 Кэрри Брэдшоу в Средневековье

Что я могу сказать? Начатый когда-то "Страдающим Средневековьем" тренд оказался культурологическим мейнстримом, и книга Гилберт рассказывает о сексе в средние века задорно, с юмором и очень в стиле фильма "Секс в большом городе" и блога Кэрри Брэдшоу.

Перевод специально не адаптирован под российского читателя, поэтому шутки на тему иногда очень понятны, иногда раздражающе непонятны, но, в итоге, все, что творилось в интимном пространстве средних веков выглядит не так уж и страшно (скорее, как легкий приятный хоррор на ночь) и производит впечатление веселой, правда, совершенно несерьезной вещи. Вот c этим нужно смириться сразу.

Гилберт всю книгу будет смотреть на женщин средневековья с высоты века XXI. Посмеиваясь, в том числе, и над тем, чем изнутри той эпохи нельзя было пренебречь, и тем, что для нее – современной женщины, сейчас вообще не имеет значения. Впрочем, с точки зрения истории – это тоже интересно. На какой позиции стоит автор относительно материала иногда может многое дать ко взгляду на тот самый материал. Иногда у Гилберт получалось показать нелепость многих конструкций и верований того времени, но, чаще всего, она продолжала оставаться в ситуации анекдота про этнографа и шамана. Когда один другому ничего объяснить не может. Но книжка небесполезна.

Несмотря на название, речь идет преимущественно об Англии, с редкими вкраплениями новостей из Франции и других стран, но практически их не затрагивает. Поэтому для совсем уж про все средневековье узнать из труда Розали Гилберт не получится.
В "Интимном средневековье" много и вправду симпатичного – примеры подробнейших вопросов, которые священник должен был задавать женщинам на исповеди. А также вопросов, которые могли придумать, вероятно, только мужчины, у которых целибат уже необратимо повлиял на мозг. Впрочем, читая их, так же как и приводимые Гилберт старинные рецепты, можно почерпнуть много полезных сведений о средневековой магии, которая плавно и красиво продолжала магию древнюю. И многие рецепты и поверья отлично годятся для разговора о приворотах и прочих радостях. И если вдруг благородная дама или простая крестьянка никогда раньше не задумывались о разнообразии свое сексуальной жизни, то у них появлялся очень нехилый шанс. Много забавных и, кстати, очень годных, например, для людей пишущих, понятий, употреблявшихся для вполне конкретных вещей – например, "надеть на девушку зеленое платье" обозначало занятие сексом на природе: в траве или кустах. И даже на сеновале. Ну и, конечно, масса примеров и доказательств, что женщины похотливы, развратны, с блуждающей маткой, которую нужно поставить на место во всех смыслах этого слова и вообще слуги дьявола. Не то, что мужчины.

Гилберт честно пишет о том, что в средние века женщины все же могли отбиться, ну или, хотя бы, минимизировать свое бесправие в некоторых вопросах. Несмотря на то, что в своем задоре рассказать все посмешнее и попонятнее, автор иногда делает некоторые вольные допущения и обобщения, к которым с позиции строгой науки стоит относится осторожнее, в книге, по счастью, нет (во всяком случае, мне в глаза не бросилось) откровенной клюквы. Даже пресловутый вопрос о поясах верности решен верно.

Лично мне примерно к середине книжки стало уже немного скучно от задора и веселья автора (но я и "Секс в большом городе не люблю"), но я занудный академист и, разумеется, не показатель. Однако мысль о том, что историю, да и, в принципе, любую науку можно, а иногда даже и нужно рассказывать весело – я разделяю всецело. История зачастую отпугивает своим академичным и сухим изложением, и мы часто забываем, что за фактами и хрониками стояли живые люди, которые ели, пили, спали, любили и что-то делали. Иногда удачно, иногда нет. Но они были точно такими же, как и мы. Кстати, в этом – одно из достоинств книги Гилберт. Именно своим подходом она смогла сделать очень далекое и, давайте будем честны, достаточно стандартно воспринимаемое время (штампы о средневековье, несмотря на все усилия медиевистов, до сих пор очень устойчивы), живым. И дала возможность сравнить сколь много достигли, а, может быть, даже кое-где и проиграли женщины нашего времени. И как сильно менялось (а в чем-то и совсем нет) общество. А кое-где, пока читаешь книгу, ясно, что вообще все осталось как есть. Несмотря на гаджеты и существенно улучшившиеся средства гигиены.

Чего точно не стоит ждать от "Интимного Средневековья" так это общей выверенной картины. Как я и говорил, речь преимущественно будет идти только об Англии и, в основном, о периоде XII-XIII веков, что уже относится к Высокому Средневековью. Так что название книги грешит против строгих определений, а выборка автор(к)а(и) все же произвольна и продиктована, скорее, личными пристрастиями, нежели научными. Ну, и надо быть готовым к тому, что юмора будет слишком много, а высмеивание как прием очень надоедает и раздражает. И, лично мне кажется (имхастая имха), что ярый феминизм при написании работ на историческую тематику, все же не самый лучший способ сохранить позицию исследователя, который всегда должен стоять над схваткой.