Больше рецензий

DmitryKv

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 мая 2022 г. 02:27

152

1

Если книга «Lovemarks» зачастую выдавала желаемое за действительное, то книга «Культ брэндов» пошла ещё дальше. Обе книги декларируют не просто любовь потребителей к своим брендам, а фанатичную привязанность. Такая привязанность не только заставляет покупателей быть исключительно лояльными потребителями, но даже делать себе татуировки логотипов их любимых брендов. Вот на основе этого и были написаны книги «Lovemarks» и «Культ брэндов». Проблема заключается только в том, что таких страстных приверженцев определённых брендов настолько мало, что только одно их присутствие не способно обеспечить фирме ни стабильность, ни прибыльность. Как я сказал в самом начале, подобные взгляды маркетологов является попыткой выдать желаемое за действительное или говоря проще, проецирование иллюзий.

Однако важным отличием этих двух книг является то, что книга «Культ брэндов» в подавляющем большинстве случаев основывается на историях различных религиозных культов, а в качестве небольшой бизнес составляющей, автор упоминает такие компании и их бренды как Mary Kay и Harley-Davidson. Как мы понимаем, обе фирмы являются скорее исключением, нежели правилом.

Итак, начнём с главной проблемы книги – непрерывных ссылок на религиозные секты. Автор на полном серьёзе рассматривает секты и их способы вовлечение людей, как вполне реальный способ ведения бизнеса. Неужели автор не видит разницу между сектой и бизнесом по продаже зелёного горошка в банках? Не хочу расстраивать многих маркетологов, свято верящих, что покупатели 24 часа в день и 7 дней в неделю только и думают что об их брендах, но скажу, что это не так. Большинству пользователям по большому счёту не так важен бренд, который они регулярно приобретают. Т.е. да, они выбирают конкретный бренд, к примеру, кукурузных хлопьев для завтрака или бренд мыла, но они при этом не испытывают каких-либо чувств к данным брендам. Ну, нет у них никакой страсти к компьютерной продукции компании AMD или Nvidia. Да, им нравится бренд, они им чаще всего довольны. Но быть удовлетворённым товаром (брендом) и быть страстно влюблённым или даже быть фанатиком, сектантом, слепо подчиняющимся приказам лидера секты, это, согласитесь, кардинально разные вещи. Да даже отношения между клиентами и компанией производящей мотоциклы Harley-Davidson ну ни как не похожи на отношения между сектантом/фанатиком и лидером секты. Мне кажется, это настолько очевидно, что уже в самом начале жизни этой книги, т.е. когда рукопись автора приняли к изданию, можно было указать на этот нонсенс.

Вторая проблема, это крайне ограниченный список примеров из мира бизнеса. По большей части автор ссылается только на очень специфические компании типа Harley-Davidson и Mary Kay. Пусть эти фирмы и являются успешными, но их пример не может служить стандартом для всего бизнеса как такового. Было ли это очевидно для автора? Определённо. Просто для подтверждения своей теории автор выбрал такие вот исключения, тем самым создав иллюзию, что Harley-Davidson и Mary Kay являются правилом, типовыми компаниями. Ещё раз: это не так!

В третьих, автор попытался добавить в книгу более привычные практики из мира бизнеса, как например примеры клиентоориентированных компаний, примеры уникального обслуживания. Однако я считаю, что это является попыткой придать книге большее разнообразие за счёт включения более привычных историй. Увы, но книга от этого лучше не стала, ибо она ошибочна в своей основе – «секта = бизнес».