Больше рецензий

19 мая 2022 г. 15:44

410

4 Повесть о том, как столкнулись две системы ценностей, советская и эвенкийская

Самое главное для натуралиста, человека изучающего не только природу, но и жизнь людей - это быть максимально прозрачным, пустым, чтобы описать видимое, не примешивая к этому своих рационализаций. Чем меньше в наблюдениях личного эго наблюдателя, тем, как правило, чаще наблюдатель пытается показать нам мир именно таким, каков он есть. Все, что базируется на беспристрастном очерке - всегда самое интересное, самое живое. И главная проблема Федосеева, как и многих других его ровесников, как например Петр Гулларт, в том что они уже сформировали свое видение, зачастую не очень то и совершенное, и воспринимают все через призму своего эго, своей правоты, да еще и пытаются навязывать это мировоззрение другим.

Главная проблема этой книги - сам автор, дитя советской пропаганды, которая учила, что человек венец природы, силы и разума. Такая убежденность в прогрессе, в человеческом гении, все это наивные иллюзии советской эпохи, которые автор принял для себя, как закон божий. Как религиозный фанатик верит обманывающим его попам, так и Федосеев уверовал в советскую идеологию, что, конечно же, не могло бы произойти так убедительно в его жизни, если бы просто ему не везло больше, чем другим, если бы жизнь его не была удачливее других. И вот через всю книгу несет автор свои установки и вторгаясь в племя чужеродной культуры, продолжает свое миссионерство. Чем закончилось это советское миссионерство для малых народов - мы можем видить теперь. Людей оторвали от традиций, нарушили цепи передачи знаний, согнали со своих мест и угодий, уничтожили многие заповедные места, превратив их в промышленный ад. В итоге все эти наивные Федосеевские мечты уничтожили то, чем он всю книгу пытался восторгаться. Это и есть финал его иллюзий.

Я читал эту книгу только ради того, чтобы понаблюдать лучше за жизнью эвенков и их психологией. Автор старается подробно описывать диалоги, истории, саму жизнь этого народа. Но книга читалась тяжело именно из-за того, что автор не очень хороший человек, хороший человек не будет вмешиваться в жизнь другого народа, а Федосеев, издеваясь и насмехаясь над их культурой, наполнил книгу своим скрытым презрением к их верованиям. Хороший человек никогда так поступать не будет. Да, он старается описать нам быт эвенков, иногда даже соглашается со многими их мудрыми положениями, но все это фальш. Советская вера в человека застилает ему глаза и он не может остановить себя перед тем, чтобы не спорить с пастухами об их вере в духов. Все это очень грубо и глупо. Если сам Федосеев не верит в духов, откуда у него такая уверенность, что целые народы, живущие с этой верой гораздо дольше его собственного - глупцы и невежды.

Да, бывает такое явление, как суеверие, и такой великий психолог, как Берес Скиннер, показал, что это всего лишь часть психологии живого существа. Федосеев, разумеется, опыты Скиннера не читал, да и вообще плохо он понимает психологию людей, живущих в лоне природы. Многое, что для нас ерунда, для них очень важно как раз именно с точки зрения формирования их особой психологии. Очень грубо вошел автор в этот мир, вошел как победитель, неся за плечами прогресс технологий. Он пытается восторгаться природой, не понимая, что прогресс и мировоззрение, которое он несет с собой, все здесь разрушит. Эта наивная глупость не делает чести автору. Он остается детищем своей эпохи. Он не является человеком глубого ума и широких взглядов, как и многие, с кем он пришел завоевывать эти края.

Многое, из того, что усвоили за тысячи лет жизни и культуры эвенки можно считать настоящей мудростью. И то, что ленивый человек деградирует, и то, что только постоянное преодоление препятствий в жизни, боли и страдания - дают человеку реальные знания и опыт. Эвенки живут на лоне природы, поэтому они развили у себя потрясающую чуткость к ней. Как и многие древние народы, они верят в духов. Можно ли считать это наивностью и невежеством? Нет, нельзя, потому что обитая постоянно в мире живой природы, человек видит и знает больше, чем житель городского удобства, комфорта, ленивой и праздной жизни. Прежде чем смеятся над этими суевериями, сперва нужно пожить в тайге или еще где-нибудь на лоне природы лет 50, полностью попадая в зависимость от капризов погоды и судьбы, чтобы многое из прошлой наивной и зачастую детской психики было переломлено, чтобы появилось правильное видение, чтобы открылся новый взгляд на мир, и тогда человек наконец-то сможет осознать другую реальность. Эвенки прекрасный народ, и очень печально, что такие советские миссионеры как Федосеев, в конечном итоге привели их культуру сегодня в жалкое состояние. Теперь уже многое утеряно, трудно собрать по крупицам мудрость предков.

Мой любимый отрывок из книги

Комментарии


Людей оторвали от традиций, нарушили цепи передачи знаний, согнали со своих мест и угодий, уничтожили многие заповедные места, превратив их в промышленный ад.

Где-то плачет пара индейцев, читая этот отзыв.