Больше рецензий

12 мая 2022 г. 11:34

156

5

Что выгодно выделяет книги серии «Армада» - та старая добрая «Армада», в которой выходили первые книги Андрея Белянина, Михаила Бабкина, Надежды Первухиной, Алескандра Рудазова и даже Алексея Пехова - от тех, что выходят сейчас? Дух.
Не душок и не душище, а именно дух того времени, той, если хотите, ностальгии, которой дышит каждая строка, какой бы смешной или нелепой при ближайшем рассмотрении да в плохом настроении она ни казалась!
Хотя, может, это только мое ощущение, ну да Бог с ним.

Прежде, чем пройтись по каким-то краеугольным камням, я скажу только четыре слова, характеризующие как мое мнение, так и дальнейшую позицию:
Мне. Понравилась. Эта. Книга.

Итак, погнали дальше.

Обратите внимание на дату выхода «Вождей не выбирают» - 2005 год.
Это сейчас попаданцы надоели хуже драконов и случайно беременных героинь, а тогда это было свежо и даже оригинально. Вспомните тайный сыск царя Гороха, вневременные приключения оборотней, Мара и Слимпа, фехтовальщицу и стриптизершу, ставших королевами в параллельном мире... обращаясь к памяти, можно извлечь еще не меньше десятка, а то и больше самых разномастных попаданцев и попаданок, которые переворачивают с ног на голову мироздание, неся с собой не разумное, доброе и вечное, а зубоскальство, хаос и сумасшествие.

В данном случае примерно то же, но не совсем. Героиня Станислава — Стася — попадает в другой мир, прочитав в случайной книге случайный стишок и совершенно случайно вместе с призывом клана кочевников, потерявших своего вождя и просивших у богов нового.
С первых же страниц портрет Стаси проступает как нельзя более четко. Она неглупая, но чрезмерно импульсивная, порывистая, безбашенная, наглая, дерзкая... притом что язык у нее чаще всего без костей, однако промолчать она все же умеет. Она не унывает, если (точнее, когда) кому-то хамит, то приятно, что ей хотя бы за это становится стыдно. Чинопочитание у нее отсутствует в принципе, зато наличествуют такие вредные привычки, как курение и, увы, пьянство. Ну, не то чтобы она была запойной алкоголичкой, однако то, что героиня без зазрения совести и не зная меры хлещет сколько-то-там-градусную, когда ей предоставляется такая возможность... собственно, в личности Станиславы больше всего меня покоробил сей факт. Ну не вижу я ничего смешного в пьянстве. Потому что ничего смешного в нем и нет.
Еще с тех времен пошла мода на бойких, языкастых героинь, которых хлебом не корми, дай только кого-то обложить на великом и могучем. Только существует тонкая грань между откровенным хамством, которое прикрывается маской той самой «бойкости» и «дерзости», и конкретно наглостью и цинизмом, которые воспринимаются с благостной усмешкой. Мол, ну-ну, посмотрим, как ты дальше запоешь... Такой, например, была Илона в «Рыжем рыцаре» Белянина. О чем это я? Ах да, о том, что при всей своей сумасбродности Стася — та искра, которая всю книгу вела героев вперед.
Она не разрывала никаких шаблонов, кроме того, что женщина стала предводительницей кочевников. Она не разрушала условностей, кроме того, что по незнанию реалий того мира и при наличии знаний мира своего руководствовалась собственными принципами и решала проблемы в большинстве своем мирным путем. К чести ее признаю, что и противники ее были не дураками, взять тех же амазонок. Женщины гордые, до мозга костей принципиальные и феминистски настроенные... можно сказать, дуры, но нет, мозги есть, чтобы при надвигающей опасности сплотиться.

Второстепенные персонажи идут больше фоном. Есть тут и описания трагичных судеб, и какие-то намеки на вырисовывающиеся образы, которые должны интриговать и заинтересовывать... но они тусклее и бледнее, чем сама Стася, ее верный Мыш и, пожалуй, Риган, который был прописан наравне с Таврусом и, как ни странно, Спиртусом. Хотя последнего можно охарактеризовать тремя словами: смутьян, бабник и пьяница. Как ни странно, мне понравился царь Кирий, меня заинтересовала Нагира, мне в целом понравилась идея перевоплощения одного положительного героя в условно отрицательного и обратно, так как это было подано без чрезмерного пафоса, притом что героиня повела себя в целом предсказуемо, но адекватно.

Что касается юмора, поскольку фэнтези это считается юмористическим... Герои постоянно трындят. Не говорят и даже не болтают, они именно что трындят. Создается ощущение присутствия в большой дружной армянской общине за праздничным словом, когда гандель такой, что ты себя не слышишь. Почему-то некоторые авторы считают, что чем больше герои словоблудят, тем легче и смешнее им впечатлить читателя.
Ни фи-га подобного, товарищи.
Впрочем, хотя впечатление от диалогов Стаси и Мыша у меня было примерно такое же, как от упомянутой армянской общины, тем не менее, негативный оттенок лично для меня это не несло. Может, тому причиной мой позитивный настрой, так как я была довольно доброжелательно настроена к данной книге. Я даже два или три раза посмеялась, хотя в целом, ничего свежего или оригинального в плане юмора не обнаружила.

Финал получился открытым, но это объяснимо наличием второй части. К слову, особого ВотЭтоПоворота от раскрытия личности Деймера не было, так как... в общем, я была в курсе, кто он такой. Но знание этого в какой-то степени помогло мне рассмотреть некоторые поступки и слова некоторых персонажей с разных ракурсов.

Повторюсь, мне понравилась эта книга. У нее слишком много недостатков, чтобы считать ее жемчужиной жанра юмористического фэнтези, хотя читать ее было легко, швы событий гладко стелились по канве повествования... признаюсь честно, она вызвала у меня ностальгию. По тому времени, когда я только начинала знакомство с юмористическим фэнтези. Когда я училась в школе. Когда таких книг было пусть и меньше, но они ярче откладывались в памяти, потому что их не штамповали под копирку то ли для общего количества, то ли ради продаж и тиражей.
Такие книги ассоциируется у меня с солнцем и детством. Поэтому я и люблю такие книги.

Ветка комментариев


Пожалуйста) книга откровенно пародийная, так что на серьез точно не настраивайтесь) приятного чтения! Если что, могу еще посоветовать "На старт, ведьмы!" Марины Даниловой, она тоже очень легко читается, в ней много динамики, а героини хоть умом не отличаются, но очень позитивные и целеустремленные барышни.