Больше рецензий

12 мая 2022 г. 11:15

218

3 Смешались в кучу кони, люди...

*осторожно, много букв и конструктивной критики*

Ах, Италия, Италия... как же ты мне бесконечно далека... Увы, но это так — уж не знаю, к добру или к худу, но книги про Францию, Англию, Америку, не говоря уж о России или других странах бывшего СНГ, мне близки, дороги и нежно любимы. А вот Италия остается хоть и далекой страной солнца, вина и громогласно балаболящих итальянцев, однако при этом какой-либо близости по отношению к ней не ощущаю. И хотя я, безусловно, оценила роман Сандроне Дациери «Убить Отца», действия которого происходят в этой самой Италии, однако любовью к ней не прониклась и узнать получше не возжелала.

Внимания роман определенно заслуживает. При наличии одной четко обозначенной идеи, он как помянутый Данте артишок, скрывает в себе слой за слоем, который обнажается по мере того, чем глубже герои проникают в жуткий и бесчеловечный план Отца. По сути книга должна быть полноценным детективом, хотя вполне может сочетать и триллер, и боевик, и кучу всякого разного, однако под налетом детективности тут превалирует откровенный экшн.
Загадки разгадываются, но большую часть времени герои куда-то бегут, от кого-то прячутся, спасаются от убийц и переживают взрывы и покушения. И вроде двигается сюжет, не стоит на месте, но основная интрига идем пешим ходом, отчего начинается казаться, что все это попахивает если не безумием, то каким-то бредом. И именно это делает роман Дациери «Убить Отца»... откровенно ЧРЕЗМЕРНЫМ.

Я читала в каком-то отзыве, что Коломбу сравнивают с Рэмбо в юбке. Я, конечно, уважаю и ценю сильных героинь как в литературе, так и в кино, но когда героиня превращается в смесь Коммандос и Терминатора, это уже перебор. Конечно, временами она и правда сильная, уверенная (хотя больше — самоуверенная) женщина, которая знает, чего хочет (или не хочет, но потом все равно захочет), имеет собственные взгляды и принципы (правда, не всегда им следует), не боится рисковать и страдает излишним скептицизмом (а вот это почти всегда). Поэтому благодаря этим (а также многим другим) качествам героиня представляет собой некоего сверхчеловека — с ней слишком много всего происходит, через слишком многое она проходит и это все события такого рода, что перестаешь чувствовать с этим персонажем свое родство, как с представителем рода человеческого в принципе. Типа новой модели Терминатора вроде T-X, она просто перестает быть живой личностью и становится собирательным образом.
И конечно же, такой своеобразной героине обязательно нужен компаньон, который в идеале будет оттенять ее недостатки, а в реальности окажется еще более чокнутым, чем она. Данте Торре, проведший одиннадцать лет в заключении в силосной башне и приобретший по освобождении кучу комплексов, фобий и нешуточную паранойю, которая хотя и мешает ему находиться в замкнутых пространствах, однако тем не менее не сильно осложнила ему существование в целом. И здесь, исходя из персоналий обоих героев, вырастает одна из основных проблем этой книги. В ней попросту нет нормальных людей. А те, которые должны быть ненормальны, ведут себя до отвращения адекватно.

Если Коломбу с натяжкой, но можно понять, так как пережила она довольно неприятные события и после них ей иногда можно было позволить быть себе... эм... не вполне адекватной, то что касается Данте — как для человека, который обладал кучей фобий и паранойей, я увидела лишь одну, лишь один раз и лишь в отношении одного конкретного события. И учитывая, сколько таблеток он принимает, сколько сигарет выкуривает и сколько кофе выпивает, у него печень должна была отказать в первые года четыре после освобождения, если не раньше. Если обобщить его образ, то пожалуй, я бы отнесла его к категории «жалких» персонажей, которые вызывают жалость, даже если сами этого не хотят. Потому что он не вызывает ни восхищения, ни какой-то симпатии. И если уж затрагивать вопрос психологии, нужно было извлечь всю подноготную его страхов, а не вызывать их из небытия тогда, когда это было необходимо по сюжету.

Теперь о раскрытии жанровой составляющей.
В целом, детективная линия относительно стройная, хотя большинство выводов и утверждений героев показались мне спорными, неубедительными и с остервенением притянутыми за уши. Завязка неплоха, развитие — стремительно, был и намек на личность преступника (не так уж сложно понять, кто является Отцом), развитие неслось со скоростью света и привело к не менее стремительной кульминации и чрезвычайно кратким страницам успокоения.
Но как я уже говорила, в этой книге все чрезмерно. То, что начинается как вполне обыденное преступление, даже учитывая то, что в деле замешан серийный похититель, превращается в катящийся под уклон снежный ком, в который слеплены и похищения, и взрывы, и убийства, и покушения, и погони, и даже намек на всемирный заговор... Я смотрела немало фильмов про погони и расследования, поэтому какой-никакой опыт у меня есть, но даже с учетом этого опыта мне показалось, что на героев свалилось не просто много, а с избытком. И это отнюдь не добавило книги реалистичности, особенно учитывая главную тему с экспериментами. Это должно пугать, хотя бы вызвать нервную дрожь, ведь пусть такие темы и не на слуху, но кому будет не страшно оказаться в компании «маньчжурского кандидата», не имея под рукой средств самозащиты?
Однако по факту, это не работает, потому что во-первых, это только первая книга. В ней и так столько всего намешано, что без толкового словаря не разберешься, а тут еще нехилый такой замес на всемирный заговор. Во-вторых, когда не подается никаких намеков/подсказок, когда все это чохом вываливается на неподготовленного читателя, который ожидал получить в книге историю про серийного похитителя и убийцу, а получил Муссолини от мира науки, это, мягко говоря, обескураживает.
Боюсь представить, что будет дальше, но читать дальше буду обязательно, потому как книги я все равно уже купила. Ну и потом, хоть это и отдает бредом, но читать все равно интересно. Даже не за счет сюжета, а за счет общения персонажей, потому как что-что, а диалоги тут прописаны очень хорошо - грубовато, но остроумно.