Больше рецензий

bumer2389

Эксперт

Старая пиратка с табличкой "Сарказм"

9 мая 2022 г. 16:05

751

3.5 Хочешь - верь, хочешь - не верь.

Маргарет Этвуд мне очень нравится. И как человек - такая утонченная канадская леди. И как писатель - я читала ее "Пенелопиаду" и слушала лекции о писательском мастерстве. Конечно, ее основная идея - взять хорошо знакомый сюжет и взглянуть на него под новым ракурсом - мне не очень близка. Но в стиле и классе ей не откажешь. Поэтому взялась я за книгу спокойно.
И - читала я ее с февраля. Что-то это было очень долго, потому что - нудновато. Причем основа сюжета - исповедь преступницы своему психиатру - ну очень рабочая еще со времен "Молчания ягнят". А оказалось - что это описание жизни этой преступницы, Грейс Маркс, чуть ли не с самого ее рождения. Послесловие много рассказало об идее книги - что автор прочитала реальную книгу "Жизнь на вырубках", авторка которой - возможно, незаслуженно - уж очень эту преступницу очерняла. И Этвуд решила ее... обелить что ли.
Это было невероятно нудно. Потому что я не верю героине ни на грош. Почти весь рассказ ведется от ее лица и о ней. И - она такая прям добродетельная бедная овечка. Серьезно? Прям и мужики к ней подкатывают - она не понимают, и открыто пристают - она не ведется... Заливать она это может простодушному доктору, который смотрит ей в рот. В книге - ну настолько много лишнего, что порой очень хотелось ее потрясти - авось вывалится чего, плохо приклеенное. Уж точно - вся вторая линия с жизнью доктора, а уж тем более завязка и развязка его "пикантной тайны". Возможно, это было нужно, чтобы разбавить сплошной монолог Грейс. И - что? Письма. Сны. Месмеризм - да чуть ли не мистика. И - совсем уже сглаженный, пасторальный конец.
Кажется мне, что у Этвуд получился такой постмодернистский конструктор - читатель сам вычитает, что ему захочется. Потому что история дается только с одной стороны. И - я этой овце Грейс ни на грош не верю. Она - обалдеть себе какой манипулятор. Она читает людей, следит за их реакцией и выдает то, что от нее ждут. Есть даже эпизод, ярко иллюстрирующий эту мысль:



Она ждала, что я заплачу - и я слегка прослезилась

Знаете, кого она мне напоминает? Миледи. Только если Дюма пускает нас в ее голову, и хорошо виден контраст между поганым нутром и ангельскими речами. Здесь же Грейс практически до конца остается эдакой душечкой-пердушечкой. Хотя был все-таки слом со сеансом месмеризма-гипноза. Но слом был таким резким и контрастным, каким-то слишком на потребу. Да еще с мистикой - она-то с какого боку вылезла?
Этвуд - конечно, Автор, с большой буквы. Которая могет и в постмодернизм, и в ненадежного рассказчика, и в стиль. И, как большой писатель - считает нужным поднимать глобальные вопросы вроде эмигрантов в Канаду (хотя получилось как-то вскользь). А - мне было нереально скучно. Читала я эту книгу - словно ползла по толстому льду на руках. Почти вся книга - история одной деушки очень уж попахивающая булшитом. Сложно оценивать книгу, которая вообще никаких ответов не дает. Я в этом плане - все-таки консерватор.

Прочитано в рамках Новогоднего флэшмоба 2022. За совет благодарю SavidgeLineated