Больше рецензий

Helen Gautier (oantohina)

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 мая 2022 г. 18:57

831

4 Далекий космос не так уж далек

Удивительно сошлись звезды -первая страница книги была открыта мною двенадцатого апреля в День Космонавтики. Кажется, не так уж это было давно. Та самая легендарная фраза «Поехали!» не теряет заряда энергии, а космос продолжает манить бескрайними просторами тьмы. Мысли о первом полете в космос всегда приправляются возможными детскими мечтами о том, чтобы подобно Юрию Гагарину, стать героем-космонавтом, совершить невозможное, и самое банальное – ощутить крутизну подготовки и приятную тяжесть скафандра. Такое ощущение, что открытие космоса – это одно из немногих светлых и по-настоящему грандиозных моментов, которыми можно гордиться, несмотря на всю окружающую сумятицу советского времени. Ну, само собой, репрессии, недовольства людей, куда ж без этого... А тут такой подъем патриотизма, такая эйфория! Мы – первые! Виктор Пелевин меня интересовал как писатель времен распада Советского Союза со всем багажом омраченных настроений. В каком ключе им воспринималась Родина? На что открывались глаза? Как ни крути, а разоблачение деятельности советских космонавтов само по себе кажется невероятным и невозможным, ведь тогда во тьме пропадают малейшие лучики света. Поэтому я решила взяться за самый первый роман Виктора Пелевина, из-за его нетривиальной идеи. Ну и объем в какой-то мере порешал)



В душе я, конечно, испытывал омерзение к государству, невнятные, но грозные требования которого заставляли любую, даже на несколько секунд возникающую группу людей старательно подражать самому похабному из ее членов, — но, поняв, что мира и свободы на земле не достичь, духом я устремился ввысь, и все, чего потребовал выбранный мною путь, уже не вступало ни в какие противоречия с моей совестью..

Открывая книгу нового автора, я ожидала увидеть путаный язык. Обычно большинство книг, в которых писатели забиваются в дебри, пытаясь с помощью иллюзий и головокружительных метафор переиначить что-либо, сводят с ума или языком, или сложностью восприятия. Виктор Пелевин где-то попал в тон моим предубеждениям, а где-то наоборот – заметил скрытую яму и обошел ее стороной. Так, читать роман было приятно, но все равно ближе к концу чувствовалась некоторая абсурдность происходящего, не хватало чуть большей понятливости и прозрачности текста. Да, ничего не сделано наобум, зазря, только вот надоедает постоянно биться головой об непонятные вещи. А они все накладываются и накладываются друг на друга, образуя огромный снежный ком. После «Омона Ра» остались нейтральные ощущения. Ни рыба ни мясо.

Будучи написанной в 1992 году, данная книга изначально подразумевалась как произведение, омрачающее проходящую временную эпоху. За этим я и топала сюда. Автор через обрушенные представления главного героя Омона Кривомазова о предназначении космонавта, его миссии, а также через тягучую неприятную атмосферу передает настроения людей в 90-е. Выходишь будто из накуренной грязной комнаты с пакостными рисунками на стенах. Виктор Пелевин не старается вылить на страну десятки ведер с помоями, можно выделить лишь одно самое яркое описание затхлости тогдашнего воздуха, но от страниц прямо сквозит духотой... Порой возникала коварная мысль: «А не перебарщивает ли писатель с негативными высказываниями?». Видимо, к откровенной ненависти я была не готова, ко сравнениям родной страны с грязным подвалом тоже. А вообще, по факту, Виктор Пелевин оказался мастером слова: приводят в восторг метафоры, необычные фразовые выверты, он смог, не прибегая к странностям, ввергнуть меня на самое дно бездны – а это дорогого стоит.



Мне вдруг стало противно от мысли, что я сижу в этой маленькой заплеванной каморке, где пахнет помойкой, противно от того, что я только что пил из грязного стакана портвейн, от того, что вся огромная страна, где я живу, — это много-много таких маленьких заплеванных каморок, где воняет помойкой и только что кончили пить портвейн, а самое главное – обидно от того, что именно в этих вонючих чуланчиках и горят те бесчисленные разноцветные огни, от которых у меня по вечерам захватывает дух, когда судьба проносит меня мимо какого-нибудь высоко расположенного над вечерней столицей окна.

К слову об атмосфере, хотелось бы увидеть экранизацию «Омона Ра» в стиле «Черного зеркала». Нельзя сказать, что короткий роман вышел таким уж жутким, так что начинаешь чувствовать сковывающий холодок где-то внутри себя, но был один момент, когда хотелось выкрикнуть «это просится на экран!». Я говорю о той главе, где Омон прослушивает аудиозапись разговора своего друга Митька на реинкарнационном обследовании . Парень несет полную чушь, ужасно несвязную и нелепую, пускаясь в мифологию, с таким энтузиазмом говорит, будто плотину прорвало. Главный герой же сидит один в темном помещении с одним окошечком, магнитофон жутко изрыгает помехи, сзади раздаются чьи-то шаги, и вообще звуки непонятной природы. Прямо вырезанная сцена из какого – нибудь ужастика, ну или триллера. А так, при неимении мощной экранизации, даже нет возможности хотя бы на полтора часика вновь переместиться в историю Виктора Пелевина, пройтись по самым эмоциональным моментам, что очень грустно.

Если сильно не придираться к собственным путаницам, то можно сделать вывод, что в книге присутствует вполне себе устроенный мир иллюзий и преображений. Превосходно связаны реалии советского человека на стыке крайностей, когда с детства построенные воздушные замки рушатся при виде реальности, жестокой, не заботящейся о твоем процветании, и легенды о египетском боге Омоне Ра – повелителе небесного пространства, солнца, который постоянно борется с темными силами. Омона Кривомазова постоянно окружают «темные силы», начиная отцом, милиционером с пропахшим спиртным прошлым, заканчивая «учителями» по подготовке к полету в космос, носящие имена – аббревиатуры отрядов милиции, разных вооруженных сил. Да куда там... даже имя «Омон» имеет иную расшифровку –отряд мобильный особого назначения. То есть с малолетства он был слеп к истине, которая парила перед его носом. Инсценированный полет в каком-то специальном бункере, бессмысленные смерти космонавтов ради «великой цели» переполняют чашу безумия и хаоса. Когда находишься в эпицентре бури, постепенно доходишь до заблуждений главного героя, становится тревожно, очень зябко от подобной неприглядности... Роман заставляет задуматься о собственном предназначении в этом мире, только беря более крупные, масштабные понятия, и даже толкает на мысли о борьбе с тьмой внутри себя, отстаивании своих идеалов и мечтаний.

Беря первый роман Пелевина, я надеялась по итогу сложить более или менее четкое впечатление об авторе, но как-то не сложилось... Мне откровенно не хватило объема и, следовательно, чуть большей проработки центральной идеи, раскрытия персонажей. Ракета пронеслась мимо меня со скоростью света, не дав толком разобраться что к чему. Автор по-своему самобытен, но книга не раскрыла весь его потенциал. Продолжаю верить в дальнейшие его произведения, такие как «Мир насекомых» и «Священная книга оборотня». Там и завязка впечатлительная, и писательский опыт все-таки повыше.