Больше рецензий

danka

Эксперт

Все равно я не вижу этой надписи

4 мая 2022 г. 18:15

77

4

Генрик (или, если угодно, Хенрик) Ибсен является одним из моих любимых драматургов. Пожалуй, ни одна его пьеса не оставила меня равнодушной. Однако к этому монументальному изданию я подходила с некоторой опаской.
Издание включает две пьесы, очень важные в творчестве Ибсена и практически неизвестные российскому читателю и зрителю - "Кесарь и Галилеянин" и "Росмерсхольм". Почти треть издания занимают первоначальные редакции драм, и мое восхищение Ибсену - как скрупулезно он относился к деталям, как тщательно отделывал текст своих пьес, пытаясь как можно точнее выразить свой замысел и довести воплощение до совершенства.
Пьеса "Кесарь и Галилеянин",имеющая подзаголовок "всемирно-историческая драма", посвящена истории Юлиана Отступника, и это не самая близкая мне в мировой истории фигура. В который раз сожалею. что мое воспитание и образование не позволяют мне до конца проникнуть в смысл некоторых произведений. Нет, я понимаю большинство отсылок и считываю почти все аллюзии, но моему мировоззрению не хватает чего-то очень существенного, хотя и неуловимого, чего-то, что современники Ибсена впитывали с молоком матери.
Итак, "Кесарь и Галилеянин", мировая драма, которую Ибсен считал своим главным творением, едва ли не главным трудом всей своей жизни, придавал ей огромное значение. И впрямь это монументальный труд, дилогия (каждая из пьес состоит из пяти действий), в рамках которой он изобразил период времени, который считал важнейшим и серьезнейшим в жизни всего человечества. Здесь не только терпят крах те или иные идеи, не только поставлены на карту судьбы народов и государств. Речь идет о столкновении двух мировоззрений, о решении самых значимых и серьезных вопросов, стоящих перед человечеством.
Юлиан Отступник - одна из самых противоречивых фигур в мировой истории. Даже убежденные атеисты так или иначе слышали его фразу: "Ты победил, Галилеянин!" (хотя современные историки утверждают, что на самом деле он этой фразы не произносил, но это уже частности). Почему же мы помним о нем спустя тысячу лет после его смерти?
Юлиан - племянник Костантина Великого, круглый сирота, детство которого прошло в постоянном страхе за жизнь: его отец, а, возможно, и мать были убиты. После смерти Константина разгорелась яростная и кровавая борьба за власть. Констанций, сын Константина, на пути к престолу переступил через труппы семерых двоюродных братьев и двух дядей. Юлиана с братом пощадили, но ненадолго...
Юлиан воспитывался в христианской вере, но с детства полюбил греческую культуру. Считал, что язычество воспитывает героев, а христианство - рабов. Но главное в том, что христианство ассоциировалось у Юлиана с Констанцием, убийцей его отца и брата. И все плохое, что было в Констанции и при Констанции, Юлиан - уже безо всякого основания - связывал с христианством. И вот, неожиданно став императором, Юлиан открыто начинает исповедовать язычество и становится гонителем христиан...
Итак, действие драмы повествует не о каких-то мелких конфликтах человеческой жизни. Узловой вопрос в ней: кесарь или Галилеянин? Мирская жизнь или Бог, Олимп или небеса? Какое из "царств" сильнее, какое одержит верх? Юлиан Отступник пытается устранить противоречия между двумя "царствами", утвердив "третье царство", в котором будет восстановлено равновесие между миром плоти и миром духа. Но ему была уготована иная роль - он утвердил царство, против которого сражался: царство Христа. Галилеянин победил.
Читать такие вещи, безусловно, интересно и познавательно, хотя и довольно сложно. Сделала для себя заметку почитать Мережковского - он тоже писал об Юлиане Отступнике.
Вторая пьеса - "Росмерсхольм" - понравилась мне больше, потому что повествует о более близких и понятных вещах, хотя и она не так уж проста. Эта пьеса тоже касается темы отступничества, героем является на сей раз лютеранский пастор, который, утратив христианскую веру и порвав с церковью, впервые не присутствует на пасху в храме. Пьеса многослойна: с одной стороны, это история борьбы человека с самим собой и гибели, одновременно являющейся для него спасением , с другой - есть в ней некоторое мистическое, инфернальное начало: главная героиня - "русалка" - толкает к гибели сначала жену главного героя, а затем и его самого.
Я заинтересовалась этой пьесой после прочтения "Смертельной белизны" Гэлбрейта, в которой каждой главе предстоит эпиграф как раз из "Росмерсхольма". И теперь мне понятна не только связь между романом и пьесой, но и название романа - перед смертью жителям Росмерсхольма мерещились белые кони - вот почему белизна "смертельна"! Она оказывается смертельной и для героев пьесы.
Этой пьесе, как и драме "Привидения", в качестве эпиграфа подходит фраза "Мертвый хватает живого". Мне она показалась едва ли не самой интересной из всех ибсеновских пьес.