Больше рецензий

McGonagall

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

1 июля 2013 г. 13:49

128

4

Жанр: исторический детектив
Серия: Оуэн Арчер #2

Летом 1365 года в Йорке был убит богатый торговец шерстью Уилл Краунс. В ноябре убили его торгового партнёра Гильберта Ридли. Архиепископ Йоркский Торсби обеспокоен. Он рассчитывал получить от гильдии торговцев шерстью большие суммы в казну собора. Торсби призывает Оуэна Арчера и даёт поручение разобраться. Прошло более года с тех пор как Арчер, бывший капитан лучников герцога Ланкастера, обосновался в Йорке и зажил мирной жизнью. Он женат на вдове аптекаря миссис Люси Уилтон и по-прежнему исполняет обязанности её ученика. От поручения лорда-канцлера Англии Оуэн отказаться не может, да и не хочет, если честно. Он доволен мирной жизнью, но тело и душа его жаждут большей деятельности. Арчер начинает расследование, разговаривает с разными людьми и постепенно перед ним открывается одна неприглядная политическая история…

Как и в предыдущем романе («Аптекарская роза»), мотив более важен, чем «кто убийца». Королю нужны деньги на войну, ненужную для страны, и он выжимает эти деньги из торговцев шерстью, практически грабит их. Тогда торговцы начинают укрывать операции, переправлять шерсть на материк контрабандой. Взаимное предательство, продажа информации о конкурентах и доносы в среде торговцев считаются нормой. Как и устранение конкурентов. Иногда в ответ следует месть.

Далее частности…

Люси Уилтон — мастер аптекарь, поэтому иногда выполняет обязанности эксперта-криминалиста. Я сомневаюсь, что современный аптекарь по вкусу малой толики травяной смеси и её консистенции сможет определить состав, например, наличие мышьяка в смеси. Но органы чувств — это всё, что было у тогдашних аптекарей. Отношения Люси и Оуэна простыми не назовёшь. Люси мастер, а Оуэн всего лишь ученик, даже не подмастерье, и обязан во всём слушаться мастера. Характер у обоих независимый, так что иногда только искры летят. Но взаимная любовь помогает найти компромисс.

Первому убийству был свидетель — восьмилетний мальчик Джаспер де Мелтон. Было темно и никого он распознать не смог, но убийцы-то этого не знали. Мать Джаспера умерла на следующий день, и ребёнок, понимая, что за ним охотятся, несколько месяцев жил, где придётся, часто меняя место. Иногда он ночевал в строящемся соборе и именно там попал на глаза одному из членов шайки. Ему посчастливилось остаться в живых и найти убежище, а позднее и семью в доме Люси и Оуэна.

В качестве лорда-канцлера Торсби должен часто находиться при дворе. Над ним начинают сгущаться тучи королевского неудовольствия. Причина — его вражда с Эллис Перрерс, семнадцатилетней фавориткой короля, родившей тому сына. Она не знатного происхождения, пешка своих дядюшек, пристроивших её ко двору, но быстро продвигается в ферзи. Лично мне трудно представить семнадцатилетнюю молодую женщину настолько незаурядного ума и политических способностей, что она вчистую переиграла опытнейшего интригана Торсби. Похоже, тогда рано взрослели. Впрочем, близость к королю — весьма серьёзный рычаг. Расследование ведёт к тому, что убийства связаны с семейством Перрерс, но доказательств нет.

Торсби очень интересная и сложная личность. Он безжалостен: когда после первого убийства Арчер указывает на то, что ребёнку-свидетелю грозит опасность, Торсби просто отмахивается. Он верен друзьям: королева Филиппа его многолетний друг, он считает поведение короля оскорбительным для неё и пытается что-то сделать. Его ум остр и проницателен, но темперамент (который он успешно скрывает) заставляет его делать ошибки. Однако он умеет за них отвечать: мне нравится место, когда Арчер и Торсби отправляются выручать людей, которых Торсби по незнанию обстоятельств отправил в руки убийц, и вдвоём вступают в бой с главным злодеем и его слугами.

Что до Арчера, то он в определённом смысле взрослеет. Всю жизнь он был солдатом, слепо подчинялся приказам и ждал от своих людей того же. «Теперь, когда ему стали известны личные корыстные мотивы короля продолжать войну, в которой Оуэн потерял глаз, бывший лучник понял, что никогда больше не сможет служить, не задавая вопросов тем, кто выше его». И эти размышления приводят к тому, что в конце он нарушает приказ Торсби. Ибо слепо подчиняться — значит, уподобиться тем, кто безоговорочно выполнял приказы убийцы.

Детективная линия как таковая меня никогда особенно не интересовала. Разгадывать, кто убийца, разбираться в уликах и всё такое — не для меня. Но вполне очевидно, что сюжету нужна какая-то пружина, так почему не детективная? В романах Кэндис Робб историческая часть не менее важна. Описанные в них детали средневековой жизни есть результат тщательных исторических исследований, а отнюдь не фантазии автора. То есть, книги эти можно читать как серию «Повседневная жизнь…».

В бытовом смысле люди в средние века жили паршиво, даже знатнейшим не позавидуешь. Последняя вспышка чумы была всего несколько лет назад (относительно событий романа), что неудивительно при такой «гигиене». Представляю, как вонял средневековый Йорк. Торсби ежедневно принимает ванну; его секретарь Микаэло (из знатной семьи, естественно) считает это вредным для здоровья извращением. Вот дом управляющего поместьем Ридли, то есть человека не бедного: добротный, два окна, массивная дверь. Что же внутри? Посреди комнаты очаг, рядом с ним на покрытом тростником полу (по-видимому, земляном) тюфяк. В общем, обычное дело: модель жизни заложена в мозги. Интересно и в какой-то степени поучительно.

P.S. По делам расследования Арчер заходит в Торговое собрание. Пока клерк составляет нужный список, он инспектирует луки, ибо это его обязанность — поддерживать боеспособность лучников ополчения Йорка.
«Оуэн вышел из крошечной клетушки и снова оказался в огромном зале с высоченным потолком. Всё здесь свидетельствовало о богатстве гильдии — и толстые дубовые балки, и белая штукатурка, и заново переложенный деревянный пол. Снизу поднимались запахи перестоявшей еды и человеческих тел, из окон несло речной сыростью, но зал был чистый, хорошо освещённый, а на запахи можно было не обращать внимания и радоваться окнам с настоящими бледно-зелёными стёклами».

Это здание было построено в 1357 году, стоит, где стояло, и используется в том же качестве. Вот вид снаружи и тот самый зал.

картинка RGO