Больше рецензий

AlyaMaksyutina

Эксперт

отзовик-не-затейник

30 апреля 2022 г. 08:45

2K

4

Начала читать "Игру в бисер" в конце прошлого года, а закончила в уже изменившемся мире. И на обложке издания слова: "Книги, изменившие мир", - горькая насмешка. "Игру в бисер" Гессе начал писать в 1931 году, когда ещё свежи были раны Первой мировой *****, которая, казалось, перевернула сознание европейцев, и стала концом Прекрасной эпохи. Закончена книга была в 1942 году, когда уже было ясно, что ничему опыт предыдущей "спецоперации" человечество не научил. Для глубокого понимания этого текста, нужно заново прослушать весь курс философии, географически охватывая Европу и Азию, и хронологически путешествуя от Древнего мира до Нового времени. И я когда-нибудь обновлю свои знания и перечитаю. Если... если...

Такая интересная штука. Я не знаю как классифицировать этот труд. Это и философское эссе, и можно даже сказать, что житие духовного человека (пусть и выдуманного), можно назвать утопией, сюрреалистическим романом - всё вместе и в разных пропорциях. Есть Касталия - государство учёности и искусства, где вечные студенты только и занимаются тем, что всё время что-то исследуют и практикуют Игру в бисер. Утопический сон интеллектуала, который мечтает заниматься любимым делом, не заботясь о том, что есть, где спать, что носить, в общем - на что жить. Возглавляет всё это благолепие Орден, состоящий из магистров - выходцев из элиты этих же студентов. Это интеллектуальное образование, "государство в государстве", педагогическая провинция - можно по-разному Касталию назвать, - зародилось на обломках старого мира, основы которого потрясла "специальная операция". "Фельетонная эпоха" - как назвал это период историк Цигенхальс, приучившая людей верить заголовкам, гадалкам, брошюрам и лозунгам, подорвала саму возможность любого анализа информации, сделала людей поверхностными. Тихой сапой все это просочилось в сферу образования, науки, искусства. Естественно, властная клика всё это использовала в своих целях. И науку, и искусство, и образование она поставила к себе на службу. В результате история стала служанкой политики, была пущена по кругу, и, изнасилованная всеми сторонами конфликта, осталась во всём виноватой. (Как-то я слышала на одном историко-развлекательном канале мнение, что история - это сплошь идеология, враньё и фальсификации. Дорогие мои человеки, история - это факты, которые обновляются практически каждый день, история - это критика источников, изучение артефактов и пр. Извращают и переписывают её люди.) У касталийцев с историей сложные отношения. Запершись в своём мирке, самоустранившись из исторического процесса они плевать хотели, что в мире происходит, происходило и будет происходить. К тому же, у них своеобразное понимание личности и индивидуальности, значит, и к тем, кто эту историю непосредственно творит. Высокомерная поза говорящая не-касталийцам: занимайтесь своими мирскими делами, а нас не трогайте, не вовлекайте в эту грязь. В этом стерильном мире изучению искусства и науке посвящена вся жизнь. Но есть ли в этом хоть какой-то смысл? Знание ради знания - бесплодное и пустое занятие. Что даёт искусство, если его оторвать от человечества? - только холсты в рамах, буквы на бумаге, исписанные символами нотные альбомы, мёртвые арфы и виолончели. У меня возникла нелепая ассоциация. В стерильном помещении, где нет никакого сора (из которого рождаются стихи), который смог бы наполнить ёмкость, - кружится робот-пылесос. Ёмкость так и останется пустой, пока заряд в устройстве не закончится. Оттого почти нет среди жителей Касталии художников, писателей, поэтов. Не проживая жизнь (сколько не изучай её в проявления в искусстве) невозможно познать всё её многообразие.

В книге много противоречий, иногда они сбивают с толку. Уход от мира в искусство, в науку, в познание себя видится как благо, а через некоторое количество страниц даётся иной взгляд. Показаны плюсы и польза строгой иерархии Ордена, её логика. И тут же - антитеза. Книга полна подобных примеров, и если некоторые идеи лежат на поверхности, то для осмысления других банально не хватает бэкграунда и знаний, поэтому многое теряется, а что-то остаётся абсолютно непонятным.

Вот в этот мир и попадает ребёнком Йозеф Кнехт. Вся книга - его жизнеописание, познание мира, познание себя, а в конце приводятся его стихи и рассказы. Имя главного героя с немецкого переводится как "слуга". Он служит на благо Ордена, служит Касталии, можно сказать что исповедует "религию" иерархизма, он не нарушает правил, но принимает решения самостоятельно, без оглядки на Орден. Он слуга, но не раб! Это к вопросу о том, что внутренняя свобода тебе даёт и внешнюю? С одной стороны он эталонный касталиец, а с другой - индивидуальность, личность, что противоречит самим принципам Ордена. Вот в чём вопрос: может ли свобода быть приобретённой или Кнехт изначально был таким? Безусловно, отец Иаков, с которым долгое время во внешнем мире провёл Йозеф, на него повлиял, но и до этого, во время споров с Дезиньори он мыслил шире, чем можно было бы ожидать от касталийца. В то же время он ищет "великого господина" для себя, и находит его в Игре в бисер. Через некоторое время он исчерпывает и себя, и этого "великого господина", но находит нового. Не форма ли рабства это? Возможно, для внутренне свободного Йозефа Кнехта нет, но для другого человека служение идее может превратиться в поводок. И хорошо, если этот "господин" окажется безобидным...
Что интересно, герой не ведёт борьбу; когда Кнехт понимает, что ждёт систему, которая зациклена сама на себе, что они больше ничего не могут дать друг другу, то просто уходит. Почему Магистр игры не предпринимает попыток изменить касталийские устои? Потому что считает, что всё искусственное - как он писал в письме к членам Ордена, - всё созданное человеком когда-то разрушится, распадётся? К сожалению, в мире ядерного оружия стоит вопрос уже не о разрушительном воздействии времени, речь идёт о минутах, которые это время могут стереть вообще на отдельно взятой планете.

Собственно, Игра в бисер. Изучением самого феномена игры философы занялись в XIX веке, но задумывались над этим ещё философы античности. Нашла очень интересную статью на эту тему (со списком литературы - где бы столько времени найти), где говорится, что игра старше культуры (никогда об этом не задумывалась). И в книге, как раз, игра в себя всю культуру и вобрала. В статье, конечно, упоминается и Гессе: автор подмечает, что игра превратилась в служение без Б-а, религиозной доктрины. Своеобразный мистический ритуал.
Что ж. Надеюсь, я когда-нибудь научусь делать нормальные! заметки по ходу чтения, и в идеале писать отзыв на книгу хотя бы в течении недели после прочтения. Честное слово! - была у меня какая-то мысль (нашла на бумажках отдельные слова: божественная сущность, синкретизм, сакральное знание, уроборос), но вся вышла. Поэтому, дальше огрызок тоненькой ниточки, которую мне так и не удалось восстановить. Я не очень понимаю в связи с чем мне это пришло в голову, потому что одновременно с чтением книги слушала последний альбом Мирона Яновича, читала "Тысячеликого героя", не спала из-за соседей сверху весь январь, а потом вообще случился февраль...
В общем, пусть это здесь будет. Игра в бисер - невозможное сочетание красоты и уродства, и как не мыслим мир без их слияния, как невозможен мир без счастья и страдания, как невозможна жизнь без упадка и возрождения. Всё проистекает из одного, всё смешивается с другим, всё противоречит друг другу, и в то же время стремится к гармонии, к синтезу. Не зря основными "кирпичиками" игры являются математика и музыка. Игра в бисер - стремление вернуться к гармонии мира, найти общий язык, общие символы и смыслы, достроить, наконец, Вавилонскую башню, но не из гордыни, не попирая мироустройство, а для обретения утраченной когда-то гармонии (хотя, смысл скорее в самом процессе строительства, потому что вечно на вершине башни стоять не получится, Касталия тому пример). Познание себя и мира - единственный путь, способный спасти человечество. - такая получилась наивная попытка всё упростить. И пусть. Когда Часы Судного Дня показывают 100 секунд до конца света, хочется чего-то простого и понятного.

Прочитано в рамках игры "Killwish".

Комментарии


Очень мудрый вы человек, автор!
Единственное, с чем не соглашусь, с характеристикой 1931 года. К этому времени обозначилось уже всё то, что вы написали о 1942. Увы.


Я имела ввиду скорее наивное представление о том, что человечество может хоть чему-нибудь научиться, что такое потрясение может что-то сдвинуть в умах. Когда несколько лет назад я читала "Семью Опперман" мне хотелось настучать героям по голове и орать-орать-орать: какие же они слепые и глупые, как же они не замечают, что происходит. Теперь я на месте этих слепых и глупых; бить себя по голове и орать уже поздно. Так что, в целом я согласна с вами. Всё было понятно ещё до 1931 года. Но понятно было далеко не всем, а таким людям как Герман Гессе, например.

Заставили мой плавленый от жары сыр мозг, подать признаки жизни. Спасибо за отклик)