Больше рецензий

varvarra

Эксперт

с синдромом самозванца

29 апреля 2022 г. 10:36

777

4.5 «Возьми меня к себе или направь путь мой».

Уорис значит «цветок пустыни». Он цветет в таких неприветливых местах, где мало кто может выжить.

Жизнь Уорис Дири сложилась настолько необычно, что читать её автобиографию интереснее многих вымышленных историй. Важную роль в повествовании играет посыл: человек способен достичь невозможного, стоит ему приложить к своей мечте силу духа, волю к победе, упорство и терпение. Иногда героиня находилась в таком отчаянном положении, когда уповать можно было только на Бога. «Возьми меня к себе или направь путь мой» - повторяла в такие минуты Уорис, философски рассуждая о краткости человеческой жизни.
История сомалийской девчушки, добравшейся до Лондона и ставшей известной моделью, интересна и поучительна, но большее любопытство во мне пробудил рассказ о кочевых племенах Сомали. Некоторые факты шокировали, казались диковинными. Многие вызывали боль. Сцену обрезания читала, колотя себя кулаком по коленке, так противилось всё внутри.

Патриархальная жизнь скотоводов (именно из такой семьи родом Уорис Дири), непостижима и удивительна. Кочевой образ жизни в Сомали ведёт свыше шестидесяти процентов населения. Занимаясь скотоводством в суровых условиях пустыни, им приходится ежедневно бороться за выживание, постоянно отыскивать новые пастбища и источники воды. С раннего детства дети делят тяготы кочевой жизни наравне со взрослыми - ищут воду, пасут скот, плетут сосуды и циновки...

Как и все кочевники, мы постоянно находились в пути, задерживаясь на одном месте недели три-четыре, не больше. Домом нам служила сплетенная из травы хижина. Ее можно было перевозить с места на место, и она выполняла роль шатра. Мы сооружали из веток каркас, мама плела из травы циновки, а мы укладывали их на согнутые жерди, и получался купол диаметром чуть меньше двух метров. Скот был слишком ценным для нас, чтобы забивать его на мясо; мы разводили его ради молока и обмена на необходимые товары. А для поддержания жизни мы питались лишь верблюжьим молоком: по утрам на завтрак и по вечерам на ужин.

Удивил тот факт, что сомалийский язык не имел своей письменности вплоть до тысяча девятьсот семьдесят третьего года, знания передавались из уст в уста (через поэзию и народные сказания). Огорчали постоянные войны между племенами (на протяжении всей истории Сомали племенной патриотизм служил источником многочисленных войн). Восторгали любовно описанные сцены пробуждения природы после выпавших дождей. Единственные людные празднества с песнями и танцами были приурочены именно этому событию, так как дождь в Сомали мог не идти больше года. Ужасали сцены обрезания. Картины самой операции и её последствий вызывали несдерживаемую дрожь. «В Африке ни один мужчина не захочет иметь жену, которая станет ему возражать», а потому девушек с детства калечат, обрекая на постоянные боли и мучения, продают, заставляют беспрекословно подчиняться. Таковы устои: сомалийская женщина не имеет права голоса и не принимает никаких решений. Уорис Дири ратует за новую жизнь, призывая к этому своих соотечественниц и женщин всего мира.

Родители были жертвами своего собственного воспитания, тех обычаев, которые существуют уже не одну тысячу лет и остаются неизменными. Но если мы сегодня знаем, что благодаря вакцинации можно избежать болезней и смерти, мы знаем и то, что женщина — отнюдь не самка в период течки, ее верности и преданности можно добиться доверием и любовью, а не варварскими обрядами. Пришло время расстаться со старыми порядками, приносящими одни лишь страдания.

Книга прочитана в группе КЛРС, играх Вокруг света и Собери их всех!