Больше рецензий

29 июня 2013 г. 21:51

113

5

Сразу предупрежу, что на мою рецензию (и оценку) влияет во многом тот факт, что я уже знакома со статьями Максима Кантора, поскольку книга своей легкостью создает обманчивое впечатление простоты.

Для меня этот автор был настоящим открытием, стыдно сказать, что открытая ссылка "Тупичка" Гоблина добавила новую жемчужинку в мою шкатулку любимых авторов. Что меня в нем поразило? Удивительное богатство языка. Здесь нет простых конструкций. Это как читать книжку на английском - вроде бы и язык знаешь уже неплохо, а все равно, это труд и приходится прикладывать усилие чтобы понимать. При этом его язык совершенно не тяжелый. Просто это мы привыкли к односложным фразам или неумному многословию. Еще у меня мелькала мысль о том, насколько это странно - иногда автор использует довольно редкие слова, те, которые скорее "вворачивают", чем используют - а у него это получается настолько естественно, что даже при желании, упрекнуть его в излишнем пафосе не получается. Итак, я сделала вывод, что автор, как минимум, неплох.

А вот за это его мнение, я поняла, что стоит присмотреться к нему повнимательнее. (Речь в цитате о "Выбранных местах из переписки с друзьями" Гоголя)

Сегодня «Выбранные места» знают лишь по гневной отповеди Белинского, а между тем это произведение заслуживает внимательного прочтения хотя бы потому, что это и есть вторая часть «Мертвых душ», на что сам автор в соответствующем месте и указывает. Если и впрямь интересно, про что же второй том, о чем вся поэма целиком, — так про это все подробно написано. То есть второй том писатель действительно сжег, но лишь потому, что вещи, сказанные в нем, не нуждались в художественном обрамлении. Точнее и доступней для восприятия сделать так, как он и сделал, то есть обратиться к читателю непосредственно, не через художественный образ, а в интимном назидании: делай так-то и так-то, вот это хорошо, а это — плохо.


Итак - перед нами автор, хорошо образованный, начитанный, вдобавок, неплохой художник (его картины уже висят во многих музеях мира) и при всем при этом он наш современник, во многих случаях очень точно выражающий словами жизнь и быт современной России.

А теперь о книге. Книга до невозможности простая, глубина его мыслей мелькает, но ненавязчиво, если о ней не знать ее запросто можно не увидеть. Эта книга, как написано в аннотации, "иронический философский детектив". Очевидно второе слово добавлено чтобы хоть как-то разбавить ассоциацию с морем других гхм, простите, назовем это "современных российских детективов". Философии тут нет, есть лишь некоторые аллюзии на современные детали российской действительности. И находит их смешной персонаж - историк Татарников, который живет отшельником, не выходящим за пределы своей квартиры в Москве. Перед ним пробегает суета жизни смешных людей - в том числе глупенького следователя, а он дает ему консультации - помогающие раскрыть дело.

На самом деле детективного тут практически ничего нет, эта линия не главная. Главную роль, как и в других книгах Максима Кантора, занимает отступление - рассуждение о российской действительности.

Для тех кто не любит этот жанр ни под каким соусом - советую присмотреться, поскольку форма подачи этих рассуждений действительно веселая и необычная, а уж 13 небольших рассказов с ноткой интеллигентного юморка вполне достаточно чтобы оценить ценность автора.

P.S. Я действительно восхищаюсь этим автором, хотя у него нет какого-то особого жанра - он не историк, не фантаст, не пишет детективов, но его рассуждения и отступления достойны внимания гораздо больше чем многие другие.