Больше рецензий

DmitryKv

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 апреля 2022 г. 05:04

209

1

Ужасная книга. В очередной раз убеждаюсь, что российских авторов, которые пишут книги на тему маркетинга, лучше не читать. Если англоязычные книги по маркетингу часто бывают просто скучными, то у российских авторов проблема в самих идеях. В этой книге плохо всё!

Я прочитал чуть больше четверти, ибо после того как прочёл две главы, я начал просто пролистывать книгу. Убедившись, что следующая и следующая и следующая главы не намного лучше, я понял, что проблема намного серьёзнее, т.е. проблема в непонимании авторами маркетинга и брендинга как такового. Да, я считаю, что авторы не поняли суть маркетинга (брендинг является составной частью маркетинга). Разумеется, это приговор.

Давайте посмотрим на содержание книги.
Вера, убеждения и миссия
Имя бренда
Слоган
Логотип и иные визуальные характеристики бренда
Язык бренда или языковой стиль, который использует бренд

Все вышеназванные темы занимают 140 страниц из 180. Другими словами, большая часть книги посвящена второстепенным вопросам брендинга. Более того, таким темам как «слоган и миссия бренда» авторы посвящают десятки страниц! Это просто уму непостижимо, что существуют маркетологи, которые с такой серьёзностью относятся к вопросам, которые влияют на эффективность и брендинга и маркетинга и всего бизнеса в целом самым минимальным образом! Да, именно так. Все эти слоганы, миссии, цвета и логотипы являются мишурой, несущественными вопросами которыми занимаются маркетологи в самую последнюю очередь. Ну, вот скажите мне, вы действительно думаете, что если бы UPS или IKEA выбрали бы совершенно другие цвета для своего бренда, их ждал бы провал? Кто может на полном серьёзе думать, что если бы Zara выбрала бы другое название бренда, её постиг бы коммерческий провал? Кто может считать, что без логотипа Nike, не существовало бы никакого Nike, т.е. что бренд был бы убыточным? Более того, если убрать название бренда – Nike – и оценить логотип независимо от истории и успеха бренда, то окажется, что этот логотип ничего хорошего из себя не представляет! Что обозначает эта запятая Nike? Да ничего!!! Это просто абстрактное изображение, которое более-менее удачно соотносится с брендом Nike. Оно не определяло успех бренда. Это бренд определил успех этой загогулины Nike. Другими словами, без финансового успеха Nike, не был бы этот логотип настолько знаменит и успешен. Авторы же нам пытаются сказать, что всё обстоит прямо наоборот. Какой нонсенс! Или вот взять тему названия бренда. Как вам такое название: Б. Ю. Александров. БРЕД! Я не знаю более худшего названия. Кто это такой Б. Ю. Александров? Физик? Химик? Астронавт? Однако этот бренд является одним из самых узнаваемых. В чём же тогда дело? А дело в том, что логотип, цвета, слоган, миссия бренда и пр., становятся успешными только когда сам бренд становится успешным. А коммерческий успех зависит от правильно выбранной политики ценообразования, качества продукта/услуги, эффективных маркетинговых коммуникаций, менеджмента самой фирмы, логистики, позиционирования, а также от конкурентов. Вот это делает бренд успешным, а не те третьесортные вопросы, которые рассматриваются в этой книге. Заниматься восхвалением важности темы логотипа и слогана могут только сторонние рекламные фирмы, которые заинтересованы в том, чтобы к ним обращались за помощью в создании логотипа, слогана, рекламы и пр. Это они продвигают важность выбора цвета для бренда (типа, если бы Coca-Cola не взяла красный и белые цвета, то не достигла бы такого успеха). Реальность же совершенно другая. Coca-Cola была бы успешной не зависимо от того, был бы выбран красно-белый цвет для бренда или жёлто-чёрный. Это абсолютно не повлияло бы на успех компании Coca-Cola!

Автор этой книги не поняли суть ни маркетинга, ни брендинга. Если бы они написали книгу о визуальном ДИЗАЙНЕ бренда, сказав в самом начале книги, что это второстепенный вопрос для маркетинга, то тогда ещё можно было зачесть эту книгу в качестве полезной. Но ничего этого в книге нет, что означает, что они на самом деле считают, что тот же слоган как-то влияет на успех или неудачу бренда. Сколько вы можете вспомнить слоганов тех брендов, которые регулярно покупаете? Вы покупаете их по причине слогана? Не думаю. Большинство покупателей не воспринимают или даже не видят ни слоганы, ни миссии компаний, ни цвета, ни названия, ни стиль, на котором говорят с ними бренды. Это всё вторично для покупателей. Может ли быть компания успешна вообще без слогана? Да запросто! Слоган, это та вещь, которая может вообще отсутствовать у бренда и никто из потребителей не заметит его отсутствия. Логотип может быть, фактически, любой, ибо его успех зависит от успеха маркетинговой стратегии, но никак не наоборот. Поэтому наилучший вариант, это обратится в профессиональное дизайнерское агентство, где вам создадут, и логотип и цвет подберут. И сделают это на профессиональном уровне, ибо это их работа. Эта же книга бессмысленна и для дизайнеров и тем более для маркетологов/бренд-менеджеров.