Больше рецензий

26 апреля 2022 г. 16:52

59

3 Спойлер Самое эффективное снотворное наконец-то найдено

С тех пор, как ослепший Пол Атрейдес отправился в пустыню, минуло восемь лет. Его дети - Лето и Ганима - растут в ситче Табр под присмотром старого наиба Стилгара. Вся власть над огромной империей сосредоточена в руках Алии - божественной сестры мессии, однако никто, кроме её близких, не догадывается о том, что девушка одержима духом своего деда - старого барона Харконена. Между тем, укрывшийся на Салузе Секундус, дом Коррино готовит заговор против правящей династии, а на пороге арракинского храма Алии появляется загадочный Проповедник…

Пожалуй, «Дети Дюны» - самый слабый из первых трёх романов цикла. Герберт слишком уж углубился в философию и пространные рассуждения, оставляя непосредственно сюжету жалкие страницы. И если в «Дюне» и «Мессии» были какая-никакая динамика и интрига, то при прочтении «Детей» я всеми силами старалась не уснуть. Скука - наиболее ёмкое слово, которым можно описать мои впечатления от этого романа. 

Раскрытие персонажей, как, в прочем, и всегда, оставляет желать лучшего. Сюжетная линия Алии имела огромный потенциал и могла стать одной из центральных тем романа, но увы. Её борьбе с бароном посвящена всего лишь одна глава, кстати, весьма неплохая. В какой-то момент я даже поверила в то, что автор решил уделять внутреннему миру своих героев больше времени, но нет. Герберт показывает нам Джессику, близнецов и Айдахо, сетующих на то, что Алию поглотила мерзость, но что чувствует сама девушка? Мне не хватило её внутренней борьбы с одержимостью, противостояния Харконену, моментов высвобождения из под его влияния. Как итог, персонаж с огромным потенциалом просто выброшен в окно. 

С остальными героями применено та же проблема. Хотелось большего фокуса на Проповедника, хотя бы несколько глав о нём, может быть немного воспоминаний о восьми годах, проведённых в пустыне. Я понимаю, что центральный персонаж романа - Лето, но всё же Муад’Диб сыграл важную роль в истории Арракиса и мне бы хотелось большего внимания к его судьбе. 

Что касается самого Лето, то он ещё более всемогущ и раздражающ, чем его отец. Пожалуй, главы о нём читать было тяжелей всего, поскольку, помимо восхваления неуязвимости и божественности персонажа, они были наполнены огромным количеством пространных рассуждений и философии, словно вся жидкость из разрушенных Лето канатов растеклась по страницам книги о нём. Я очень рада, что в дальнейшем автор не стал писать о всех четырёх тысячах лет правления форелевого бога-императора, ибо это было бы неимоверно скучно. 

Как итог, после прочтения первых трёх романов о Дюне, я могу с уверенностью заявить, что совершенно не понимаю, для кого написана эта история. Незамысловатый сюжет и картонные персонажи, уже в детском возрасте наделённые всемогуществом, наталкивают меня на мысль, что это цикл для подростков. Многие из нас в юном возрасте любили представлять себя на месте главного героя. Для какого-нибудь двенадцатилетнего мальчика истории про Пола и Лето могли бы стать вдохновляющими, ведь если его ровесники избранные, то может и он особенный? Неплохое подбадривание для нестабильной подростковой самооценки. Но, в то же время, книга настолько изобилует пространными диалогами, философскими мудрствованиями и заумью, что среднестатистический школьник умрёт со скуки, продираясь к сюжету через всю эту шелуху. 

Продолжать знакомство с циклом в ближайшее время я определённо не планирую. Да, это классика, это знать надо, но в мире есть огромное количество куда как более захватывающих историй. А вот если меня вдруг одолеет бессонница, то на полке ждёт прекрасное лекарство под названием «Бог-император Дюны».