Больше рецензий

25 апреля 2022 г. 09:34

32

3.5 Рассказ о том, как концовка портит вообще всю историю...

И это даже не о хорошо всем известных фактах жизни Катерины Арагонской.

Не то чтобы мне совсем не понравилась книга, но... у меня сложилось ощущение, будто автора подгоняли сроки, либо - как вариант - он сдал редактору недописанный черновик со словами: "да и так сойдет".

Ну то есть, попервоначалу чтение идет вполне себе по накатанным рельсам исторического любовного романа, где ты ожидаешь, что автор, опираясь на известные всем факты (мне вот даже интересно, а есть ли в истории Англии более распиаренный период, чем правление Тюдоров?  разве что разборки Ланкастеров и Йорков - и то не уверена), подробно распишет все эмоциональные метания героев, этим фактам сопутствующие. Юность принцессы из семьи прославленных воителей-политиков, с младых ногтей осознающей свою значимость, свою цель и свою роль. Ее приезд из роскошной (не побоюсь этого слова - томной) Испании в холодную, туманную дождливую Англию, о которой она, как оказалась, не знала вообще ничегошеньки. Вынужденная необходимость набивать шишки в процессе адаптации ко всему происходящему. Ее замужество: первое, а потом второе - и непростой промежуток между ними. Первые годы жизни с юным Генрихом VIII... И вот на этом месте рассказ просто обрывается - как обрубили. Но почему? Почему-у-у?..

Начало книги - последовательное и в историческом, и в эмоциональном плане  повествование, когда Катерина шаг за шагом понимает, что ее сложившаяся картина мира прогибается и рушится под натиском ее собственных эмпирических данных: любящие родители - не такие и любящие; фанатичная вера в Господа не только твоя броня, но и может приводить к тому, что тебя некому будет лечить; впитанное с младых ногтей знание о том, что ты - принцесса Уэльская, может разбиться о болезнь любимого мужа; то самое сакраментальное "цель оправдывает средства"; стремление построить новую прекрасную страну  сталкивается с нежеланием что-то менять тех, кто уже этой страной управляет. А вот дальше...

Я-то все думала, как автор уложит всю дальнейшую жизнь Катерины в оставшиеся жалкие сотню страниц, а все оказалось намного проще. Принцесса - точнее, уже королева Катерина - только настраивается на то, что полагаться нужно только на себя, только начинает прибирать к рукам нити управления государством, только начинает прикидывать будущее своей дочери... как Филиппа Грегори просто-напросто полностью заканчивает свою историю  сценой бракоразводного суда Катерины и Генриха, перескочив сразу несколько лет. Причем, и в этой сцене, на мой взгляд, нет ничего, что позволило бы именно ею поставить хотя бы эмоциональную точку в рассказе: в эмоциональном плане история также обрывается на полутакте. Чуть измени Грегори историю и пропиши в этой сцене сломавшуюся Катерину, понявшую, что у нее не осталось вообще ничего из того, с чем она приплыла в Англию: она не построила прекрасную страну, не защитила Европу от мавров, не уберегла католическую веру - и то финал выглядел бы логичнее. Закончи Грегори историю раньше - на сцене коронации - было бы логично: принцесса Арагонская достигла своей цели и стала-таки королевой Англии, а завесу жалости над всем известным концом этой истории можно опустить. Закончи она позже - смертью так и не сломленной Катерины - тоже было бы выверенно: читатель прошел с нею весь путь ее жизни, и она до своего конца так и называла себе "королевой Англии", и это оправдывало бы название книги. 

Но - так? Нет, конец книги - по крайней мере, для меня - определенно все испортил.