Больше рецензий

Amelie56

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 апреля 2022 г. 07:57

1K

4

Абсурдная головоломка, к сожалению неоконченная.
Невозможно не провести параллели с уже ранее прочитанным мною "Процессом". Если там некий Йозеф К., проснувшись, оказывается втянут в какой-то немыслимый процесс и борется то ли с абсурдной бюрократической системой, то ли сам с собой; в "Замке" некий К. (хоть и не Йозеф, но кто знает... вдруг снова он) попадает в Деревню, над которой возвышается Замок (к слову, не совсем похожий на замок в привычном нам представлении), огромная бюрократическая конструкция, средоточие местной власти. Герой внезапно понимает, что он землемер и прибыл сюда по вызову проводить некие работы. Путем нескольких абсурдных приемов этот факт подтверждается, и К. должен немедленно приступить к службе. Но вот незадача - в Деревне совсем нет работы для землемера, землемер им и не нужен вовсе. И герой во что бы то ни стало, пытается попасть в Замок, чтобы все-таки выяснить свое предназначение - для чего собственно его вызывали в Деревню?
Как можно понять, здесь тоже герой будет бороться с дремучей бюрократией. И не только. Замок в романе - это нечто эфемерное, одновременно существующее и нет. Ведь никто из Деревни никогда там не был и не имеет ни малейшего представления о том, что он из себя в реальности представляет. Дорога к Замку есть, но по ней до него не добраться. Законы, диктуемые Замком, на первый взгляд логичны и понятны, но чем больше пытаешься в них разобраться, тем четче понимаешь их абсурдность. Жители деревни общаются в высшей властью в Замке лишь посредством писем через специальных посыльных и различных секретарей всяких важных персон, которых многие видели, но описать не могут. Власть не хочет спускаться в Деревню, а жителям Деревни никак не попасть в Замок. Не беда. Прошения и допросы ведутся в гостинице, пока секретарь лежит под одеялом. Это лишь малая часть той кутерьмы, в которую попадает главный герой.
Он принимает правила этой абсурдной игры, но все время пытается найти лазейку. Казалось бы, герою проще отказаться от явно проигрышной попытки попасть в Замок, но герой не сдается. Почему? Одному Кафке известно.
Помимо К. в романе есть много интересных персонажей - любовь К. (а может и просто средство достижения цели) Фрида, переменчивая и безымянная хозяйка постоялого двора, робкий мягкий посыльный Варнава из опальной семьи, его сестры Амалия и Ольга, его сломленный бюрократической машиной Замка отец, злобная учительница, любящая только свою кошку, старые новые помощники новоиспеченного землемера.
Кстати, помощники К. - это пожалуй единственное в романе, насчет чего у меня совсем нет своих мыслей. Почему они одновременно и молодые, и старые, почему ведут себя как дети и пакостничают, подглядывают из-за плеча, преследуют его? На что/кого это аллюзия?
Остаётся большим вопросом конец этой истории, ведь писатель бросил работу, так и оставив ее незаконченной. Удалось ли К. попасть в Замок или он потерял себя в гуще бессмысленных попыток? Возможно его ожидала судьба отца Варнавы, Ольги и Амалии. Возможно он заболел и умер, а может его казнили, ведь он беспрестанно нарушал правила (о системе наказаний в этом государстве - ни слова). А может он смирился со своей судьбой и стал одним из своих в этой странной Деревне.
Здесь уже дело за фантазией самого читателя.

Комментарии


Казалось бы, герою проще отказаться от явно проигрышной попытки попасть в Замок, но герой не сдается. Почему? Одному Кафке известно.

А может не одному, а... двум)
Кафка иррационально продолжил символизм Мелвилла с его Моби Диком.
Замок, это может быть и рай, и ад... загробная жизнь. И смысл жизни.
Фрида - эдакий Гораций-Беатриче, в чистилище блужданий героя.
А что касается помощников...
Они меняются и мерцают, как тени на заре.
Почти... ангелы, но и грехи, страхи души и его надежды...

Кстати, вы не читали Приглашение на казнь, Набокова?
Кафка не дописал роман, а вот роман Набокова, словно продолжает его, в фотографическом негативе: герой уже не может... покинуть замок.

Доброго вам утра)


Доброе утро!:)

Нет, "Моби Дик" и "Приглашение на казнь" у меня все еще только в планах. Очень подогрели теперь мой интересе к "Приглашению":)
Не так давно читала "Шаги по стеклу" Бэнкса, там в одной из главных сюжетных историй (самой фантасмагоричной) герои тоже никак не могут выбраться из замка. Чтобы это сделать им нужно месяцами, а то и годами играть в усложненные аналоги известных игр: шашки, шахматы, го.
Про помощников - интересное наблюдение. От ангельского у них пожалуй только то, что их как бы "прикрепило" к герою Высшее руководство Замка. Больше они похожи на грехи, страхи, может быть совесть...
В общем, роман очень любопытен. Меня спросили, что понравилось больше - "Процесс" или "Замок"? А я не могу отделить одно от другого, в моей голове это почти одно целое.


Шаги по стеклу у меня уже долго лежат на полочке, и я себя сейчас поймал на мысли, что они уже как замок Кафки: до них невозможно добраться)
Кстати, Набоков вспоминал, что в пору его жизни в Берлине, он ехал с Кафкой в одном трамвае, но не решился к нему подойти.
Много лет спустя после публикации Приглашения на казнь, многие обвиняли Набокова, что он позаимствовал многие моменты в Процессе и Замке, а он отнекивался, говорил что по немецки не мог их прочесть и это самостоятельное произведение.
Да даже если и читал, у него вышел просто удивительный по своему гротеску и лиричности, роман, самостоятельный, где уже сам мир стал Замком и над душой в этом мире ведётся процесс.
Если вы в голове не отделили Замок от Процесса, то что вы скажете после Приглашения на казнь)


Кстати, не вижу ничего плохого в том, если одно хорошее произведение вдохновляет на создание другого хорошего произведения. Но возможно Набоков был слишком горд, чтобы признаться в "подглядывании", а может и правда не делал этого. Ведь бывает и такое, что какая-то идея, абсолютна созревшая и сформированная, в условиях настоящего времени так и витает в воздухе, Кафка и Набоков ухватили ее с двух разных концов, и в итоге мы имеем целых три разных, но похожих произведения)


Вы правы, нет ничего зазорного, если идёт внутренний диалог между произведениями.
Толстой ведь тоже взял некоторые моменты из Мадам Бовари. Но как гениально взял, переработал, переосмыслил!



Ведь бывает и такое, что какая-то идея, абсолютна созревшая и сформированная, в условиях настоящего времени так и витает в воздухе

А вы знаете одну любопытную деталь о Лолите?
В 20-х годах, в Берлине, один малоизвестный и ныне забытый немецкий писатель, написал интересную повесть с ещё более интересным названием - Лолита.
Там было про взрослого мужчину юную девочку.
Так что, да, некоторые идеи так и носятся в воздухе)