Больше рецензий

Basenka

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

23 апреля 2022 г. 23:38

1K

4.5 “В торговле нет места чувствам, тут все решают цифры.” (c)

В романе довольно причудливым образом переплетены две совершенно разные истории: первая о революции в мире торговли, где на смену небольшим частным магазинчикам приходят огромные универмаги со множеством отделов и более низкими ценами; вторая - вечная история Золушки (бедной, но трудолюбивой
и честной девушки, которая находит своё счастье с Принцем).

Несмотря на то, что я терпеть не могу книги о шопинге (как, собственно, и сам процесс), да и любовные истории давно меня не увлекают, этот роман мне понравился и заставил о многом задуматься.

Во-первых, великолепный язык Золя с его образными и сочными описаниями завораживает с первого предложения:



«Дамское счастье», сверкавшее, как раскаленный горн, окончательно покорило девушку. В большом городе, почерневшем и притихшем под дождем, в этом неведомом ей Париже, оно горело как маяк, оно казалось ей единственным светочем и средоточием жизни.

Во-вторых, при том, что в книге довольно много персонажей, большинство из них настолько замечательно прописаны, обладают ярки выраженным характером и «голосом», что не возникает обычной при таком количестве действующих лиц путаницы «кто есть кто». Отношения между героями не статичные, а довольно многоплановые, меняющиеся, развивающиеся…в общем, все как в реальной жизни.

В-третьих, Золя, описывая философию и механизмы работы «Дамского счастья», по сути рассказывает историю создания и становления первого крупного магазина в Париже того времени Le Bon Marché. Ожесточенная, но безуспешная борьба мелких частных лавочек за выживание; внедрение новых принципов торговли, сопровождающееся болезненной ломкой старого привычного порядка; отношение к продавцам как к слугам, которые должны были жить в общежитии, соблюдать строжайшие правила, предписанные управляющими магазином, могли быть уволены без предупреждения - все это соответствует реальной ситуации того времени.

Интересно было наблюдать, как постепенно, очень медленно, начинает меняться отношение к женщинам, оставаясь при этом абсолютно двойственным: с одной стороны, они - целевая аудитория, на которую направлены все силы привлечения и магазин готов делать все, чтобы их ублажить,



Париж принадлежит женщинам,а женщины принадлежат нам.

а с другой стороны, мужское общество ещё не готово рассматривать их как «полноценных» и равноправных членов, в глазах мужчин они остаются довольно примитивными созданиями



Он утверждал, что женщина бессильна против рекламы и что ее фатально влечет ко всякому шуму. Впрочем, он расставлял ей и более хитрые ловушки, анализируя ее душу как тонкий психолог. Так, он установил, что женщина не в силах противиться дешевизне и покупает даже то, что ей не нужно, если только убеждена, что это выгодно.

Но даже эта двойственность - уже некоторый прогресс для того времени.

Золя интересно и детально описывает зарождение рекламы и маркетинга, как способов привлечения и удержания клиентов, причём, не только «напрямую», но и через понижение цен, способствующее увеличению объёма продаж; новые принципы выкладки товаров, учитывающие психологию клиентов; возврат не понравившегося товара; коммерческие ярмарки и т.д.

А ещё меня все время преследовала мысль: а так ли уж много изменилось с того времени? И в отношении к женщинам и в отношении борьбы мелкого частного бизнеса и гигантов-монополистов. Как часто мы сами выбираем огромный магазин/сетевой ресторан вместо маленького «семейного», только потому, что там «дешевле и все в одном месте».

Наверное, именно этим и определяется истинная классика: даже через многие годы (а то и столетия) после написания, она не устаревает и способна вызывать сильные чувства и глубокие мысли, потому что обращается к глубинным, обще-человеческим проблемам и побуждениям.

«Собери их всех» (турнир с LiliWater )
«Литературный ринг» и «Жанровые домики» (группа «Книжная страна»)