Больше рецензий

Tacet

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 апреля 2022 г. 11:19

499

4

«Надо знать существенно нынешнее положение монастырей, которые могут еще показаться для верхоглядов местами спасения».
Святитель Игнатий Брянчанинов.

Прочитав в сети много обличительных отзывов на эту книгу, у меня сложилось мнение, что это очередное неудачное богоискательство, в котором автор после ряда разочарований делает жёсткий вывод о деструктивности православного общежительного опыта. Забегая вперёд, скажу, что от части она права.
Итак, молодая, успешная, довольная своей жизнью и работой девушка, после долгих поисков себя, методом проб и ошибок, в рамках рабочей поездки оказывается в небольшом, бедном и тихом монастыре (больше похоже на общину). Происходит сдвиг духовно-нравственных ориентиров от попадания в другую среду, лишенную стрессовой обстановки светского мира. Шаг за шагом этот мир манит нашу героиню, и она решает остаться и изучить его поглубже. Как следствие, возникает так называемый "период неофита", а в последствии (как это всегда и происходит) – "кризис неофита". Вот тут-то и начинаются все ужасы, - читай "духовные испытания" (коими они не являлись). Героиня имея желание и стремление пойти по монашескому пути оказывается "не в то время и не в том месте". Её благословляют на монашеский путь. Ожидая душевной тишины, спокойной и размеренной жизни как тогда, в никому неизвестной общине, она попадает под влияние жёсткой и деспотичной настоятельницы. Наша героиня показывает нам не благолепие благодатных богослужений, не усилия по очищению своей души, не нравственную борьбу с грехами и помыслами, а стандартный женский коллектив-серпентарий во главе с насквозь закомплексованной и истеричной настоятельницей, управляющей вверенными ей людьми по принципу "что хочу, то и ворочу". Открыто Мария её не осуждает, но примечательно в контексте этой книги упоминание о святителе Игнатии Брянчанинове: "Если же руководитель начинает искать послушания себе, а не Богу — недостоин он быть руководителем ближнего. Он не слуга Божий, а слуга дьявола. Его орудие есть сеть. „Не делайтесь рабами человеков“, — завещает Апостол".
Мария показывает своим читателям, что жизнь в монастыре (имеется в виду тот, монастырь в котором она проходила послушание) далека от монашеской в христианском понимании этого слова. Это больше похоже на трудовой лагерь с деструктивным психологическим влиянием одной женщины обвешенной кучей комплексов. Мария приводит примеры духовной прелести настоятельницы, считающей себя старицей; духовников, закрывающих глаза на очевидные недостатки в управлении и окормлении своей паствы игуменией; кумовщина; доносительство; переписывание устава монастыря в зависимости от почитаемого игуменией "современного старца" и так далее. В одном монастыре сконцентрировано всё то, чего вообще не должно быть в монашеском общежительстве. Если быть кратким, то книга про колхозное хозяйство, возглавляемое женщиной-тираном с манией величия, лишенной всех свойств, необходимой монахине. А люди в этом колхозе, в преобладающем большинстве, либо заложники обстоятельств, либо жертвы психологического давления деспотичной "матушки" (а до попадания в монастырь и "прозорливого" священника, который всех подряд благословляет на монашеский путь), либо психически нестабильные асоциальные личности.
Для меня, как для христианина, было странно, что в монастыре не читают святых Отцов Церкви, особенно упоминаемого выше святителя Игнатия Брянчанинова, а ведь именно он является "отцом современного монашества". Про отцов древней Церкви вообще ни слова. Отсюда и критика Марией "Лествицы" Иоанна Лествичника, книги весьма сложной и требующей большого труда для постижения всего того, что в ней написано. Но что самое немыслимое – это то, что мало внимания уделяется изучению Священного Писания! Это нонсенс для монаха, даже для рядового верующего христианина это недопустимо!
У меня книга вызвала бурную эмоциональную палитру. И негодование, и недоумение, и возмущение, и раздражение, восхищение терпением Марии, да и много чего ещё. Благо, что Мария не сыплет обвинениями в бездуховности всего Православия. За это ей огромное спасибо. Спасибо за здравый смысл и критическое мышление.
Закончить хотелось бы словами святителя Игнатия: "О монашестве я писал Вам, что оно доживает в России, да и повсюду, данный ему срок. Отживает оно век свой вместе с христианством. Восстановления не ожидаю. Восстановить некому. Для этого нужны мужи духоносные, а ныне даже водящихся отчасти писаниями Отцов при объяснении их душевным разумом, каков был отец Макарий Оптинский, нет".

Книга прочитана в рамках игр "Нон-фикшн 2022" и "Борцы с долгостроем"