Больше рецензий

17 апреля 2022 г. 17:04

5K

5 Что это было: бессмысленное бытие или жизнь святого?

«Может быть, жизнь – это всего лишь луч,
медленно скользящий по нашим меняющимся лицам?»

«Ночь в Лиссабоне», как и другие произведения немецкого автора, погружает читателей вместе с героями романа в зловещий омут разбушевавшегося общественного нарциссизма, жертвами которого оказываются многие персонажи Ремарка. Но коллективное нарциссическое самовозвеличивание зачастую приводит к катастрофическим и разрушительным последствиям, когда нарциссичные вожди, опьянённые властью и стимулирующие национальный нарциссизм своего народа, оказываются не в состоянии объективно оценивать реальность. Как любой нарцисс-тиран обвиняет во всём свою несчастную жертву, так и «всегда сильные страны обвиняют слабые в агрессивности». «Ведь Гитлер не только другим прожужжал уши – он и сам верит в то, что он апостол мира и что войну навязали ему другие. И вместе с ним в это верят пятьдесят миллионов немцев» (Ремарк «Ночь в Лиссабоне»). Но писатель рассказывает нам о тяжёлой участи тех человечных немцев, которые в это не поверили и не поддались воздействию фашистской пропаганды. Хоть нарциссизм, на основе которого строятся фанатизм и деструктивность, играет огромную роль в развязывании войн и группового насилия, но, с другой стороны, усиление группового нарциссизма ведёт и к развитию его антипода – гуманизма.

«Это были незримые, невыплаканные слёзы печального знания,
которому ведома только бренность без надежд, без возвращения»

В центре повествования – трагичная судьба любящего мужа, совершающего настоящие подвиги ради своей жены в страшные годы Второй мировой войны. Он-то действительно любил её, но вот любила ли его она – большой вопрос, которым и задаётся центральный персонаж романа после неожиданного самоубийства супруги: «Любила ли она меня или я был для неё только палкой, на которую она опиралась, если это ей подходило? Ответа нет». В поисках ответа герой дарит первому встречному немцу инструменты (билеты, документы с визами) для исполнения заветной мечты многих эмигрантов: выбраться из урагана и военного ада в тихую гавань спокойной страны, но при этом просит выслушать историю своей любви, чтобы удержать её в чьей-то памяти и тем самым сохранить незамутнённый облик его судьбы.

«Самое большее, что может сделать другой, -
это быть рядом на тот случай, когда потребуется немножко тепла»

История одной любви рассказана за одну ночь в Лиссабоне, последнем пристанище гонимых войной в Америку европейских беженцев. Но каков же итог изложенной истории? «Что это было? Пустое, бессмысленное бытие, жизнь бесполезного человека, рогоносца и убийцы…» - таковы высказанные вслух заключительные мысли о себе опустошённого и разочарованного героя, тяжело переживающего утрату. Однако в ответ на них прозвучали искренние слова его случайного слушателя: «Это в то же время была жизнь человека, который любил, и … в некотором смысле – это была жизнь святого».

«Жизнь человека всегда бесконечно больше любых противоречий,
в которые он попадает»

картинка Ludmila888

Комментарии


Спасибо, Людмила.
Классика как всегда актуальна.



но, с другой стороны, усиление группового нарциссизма ведёт и к развитию его антипода – гуманизма.

никогда не задумывался об обратной (светлой) стороне тирании. Ты полагаешь, что высшие проявления и проявители гуманизма не могут существовать без диктатуры, тирании, агрессии? Гуманизм нежизнеспособен сам по себе? Или дело только в степенях?


Ну, добро и зло (или, например, такие антиподы как гуманизм и нарциссизм) – это ведь противоположные полюса некоего общего единства. И друг без друга они вообще не существуют. Как вместе с новым добром всегда возникает и новое зло, так и само зло в результате продуктивного конфликта с добром может стать источником добродетели.

Спасибо за отклик, Женя! )


Мне кажется, что они всё-таки не симметричны. Тирания, как мне теперь думается, может способствовать появлению гуманизма как защитной реакции. А вот сама вряд ли появится из гуманизма.


Вспомнила прекрасные слова Г. Померанца о том, что и из чего может появляться:

«Дьявол начинается с пены на губах ангела, вступившего в бой за святое правое дело. Все превращается в прах – и люди, и системы. Но вечен дух ненависти в борьбе за правое дело. И благодаря ему, зло на Земле не имеет конца».


о тяжёлой участи тех человечных немцев, которые в это не поверили и не поддались воздействию фашистской пропаганды.

Надо и мне прочитать роман. Про таких отважных и умных людей всегда интересно читать...



с другой стороны, усиление группового нарциссизма ведёт и к развитию его антипода – гуманизма.

Я тоже, как и Женя, обратила внимание на этот момент. В то, что тирания, часто сопровождаемая одобрением насилия и агрессивной риторикой, может способствовать развитию в людях гуманизма и эмпатии мне верится с трудом... Но про "защитную реакцию" - мысль интересная. Наверное, это, как у Брехта, - "несчастен тот народ, который нуждается в героях" (за точность цитаты не поручусь). Гуманизм начинает проявляться в тех людях, которые были бы простыми обывателями при нормальных обстоятельствах... Да, кажется я поняла, что ты имела в виду.

Спасибо за интересную рецензию, Людмила) Отдельно радует твоя высокая оценка... и жизнеутверждающая финальная цитата)


Спасибо, Ника! )

Думаю, что ты правильно меня поняла. Гуманизм начинает развиваться как некое противодействие тирании и противостоящая нарциссизму сила. И проявляется он, конечно, совсем не в тех людях, которые верят пропаганде, одобряют насилие и агрессивную риторику.

Кстати, читается роман очень быстро. Мне кажется, что это одно из самых коротких произведений Ремарка. Я даже сама не ожидала, что "Ночь…" мне так понравится. Через какое-то время обязательно продолжу знакомство с творчеством Ремарка.


Мне кажется, что это одно из самых коротких произведений Ремарка

если его невозможно прочесть за одну ночь (условно), значит автор нас обманул. Ведь весь текст - это рассказанная за одну ночь история.


Я, конечно, читала Ночь глазами и не могу точно сказать, сколько времени на это ушло, но думаю, что оно не превысило одной ночи. А только что специально нашла информацию о продолжительности прослушивания аудиокниги – около 9 часов. Так что не обманул нас Ремарк. )


о продолжительности прослушивания аудиокниги – около 9 часов.

Как раз такая продолжительность, которая мне нравится в книгах)


Отличная рецензия, с цитатами и картинками) Спасибо)


Спасибо за внимание, Оксана! )


Я тоже читал Ремарку за год что не был.
Заценил. Но не всё


Надеюсь увидеть и Ваши рецензии на Ремарка. )


Ого, масштабы нарциссизма растут!!!:)
Мне так нравится, что ты не оставляешь эту тему! Такое разнообразие, прям 50 оттенков Нарцисса.)))
Почтила ты вниманием моего любимого Ремарка, спасибо!!!


Спасибо, Оксанчик, что заглянула на огонёк Ночи! )
Да, нарциссизм многолик и разнообразен. В коллективном нарциссизме я, конечно, разбираюсь гораздо меньше, чем в индивидуальном. Но общественный нарциссизм, как мне кажется, порой даже путают с патриотизмом (сознательно, с целью манипулирования массами или же неосознанно). И такая путаница понятий может привести к ужасным последствиям.


Да, патриотизм перепутали с национализмом, с бахвальством своей нацией. Я в своём отзыве задавалась вопросом - "откуда в великой германской культуре, блистательной европейской нации, создательнице великой философии и великой музыки взошло абсолютное и кромешное зло?" Позже, что называется, осенило.. Те выдающиеся немецкие философы как раз и подготавливали почву, сея семена национализма, и разжигая ненависть к евреям. Гегель считал чистой расой только немцев. Гитлер воспринимал себя как сверхчеловека из философии Ницше. На такой почве махровый нарциссизм и расцвёл пышным цветом.