Больше рецензий

kwaschin

Эксперт

РУССКИЙ Эксперт Лайвлиба

13 апреля 2022 г. 18:54

769

4

Немного подредактировал еще один текстик.

Детектив, на мой взгляд, является одним из наиболее интересных жанров массовой литературы, поскольку он куда теснее связан с реальностью, нежели фантастика или любовный роман (впрочем, каким-то особенно близким знакомством с последним я не могу похвастать). При этом достаточно часто то, что "простому" (хотя и довольно искушенному) читателю кажется явным недостатком произведения - излишняя типичность героя, ситуации, сюжета, конфликта, etc. - для исследователя представляет значительный интерес. Ни в коей мере не претендуя на звание специалиста в данной области, все же позволю себе сделать несколько замечаний.

Дальше...

Каждый раз, знакомясь с новым для себя произведением/серией произведений, я невольно обращаю внимание на тип главного героя: несмотря на то, что количество типажей ограничено, а их набор достаточно устойчив на протяжении практически всей истории жанра, в каждый конкретный исторический момент (и даже в пределах той или иной национальной литературы) можно попробовать выделить наиболее "востребованный" (и, соответственно, коммерчески успешный) тип центрального персонажа. Однако если мы говорим о более-менее качественном детективе, персонаж этот должен обладать рядом индивидуальных, присущих ему одному черт, которые и делают его узнаваемым. И именно от того, насколько "удачным" вышло соотношение типичного/индивидуального в образе главного героя, во многом, на мой взгляд, и зависит успех книги.

И вот размышляя в данном ключе о Джоне Ребусе, главном герое романа Иэна Рэнкина "Крестики-нолики", я столкнулся с определенными трудностями, о которых ниже.

Прежде всего, нельзя не учитывать время создания романа - 1987 год: недостаточно близко, чтобы судить о его типичности "по современным лекалам" (вполне может оказаться, что в то время "лекала" эти как раз и формировались), но и не так далеко, чтобы делать какие-то глобальные исторические обобщения или искать теоретически стройные, "хрестоматийные" работы по этому периоду. То же касается и места создания романа: какой герой характерен именно для шотландского детектива, есть ли у него какие-то особенности, национальные, так сказать, черты, или же он во всем схож с героем британским/европейским? При этом место действия романа вряд ли будет иметь такое же значение: во всяком случае, мне пока неясно, чем же мрачные закоулки Эдинбурга так разительно отличаются от "криминальных районов" любого другого города. Конечно, постоянные упоминания героев Стивенсона - доктора Джекила и мистера Хайда - должны бы давать хоть какой-то ключик, но, кроме намеков на возможное душевное нездоровье "главного злодея" (или все-таки главного героя?), ни-че-го (то есть сюжетно они все-таки работают, но не в том направлении, какое сейчас интересует меня).

Итак, Джон Ребус - кто он? В "Крестиках-ноликах", первом романе цикла, Ребус - сержант полиции (судя по надписям на обложке, пока еще сержант) из числа тех самых "неудобных" полицейских - прямых, честных, неуживчивых, - которым сложно сделать карьеру в силу именно этих качеств. В прошлом - спецподготовка, да еще и какая-то сверхсекретная "миссия"-проверка (никак, к слову, не проявляющаяся - за исключением психологической травмы. во всяком случае, пока). Распавшийся брак, взрослеющая дочь (любопытно, кстати, практически у всех главных героев нынешних "процедуралок" - если, конечно, у них есть дети - дочери). Типичный герой более-менее современного детектива.

А вот что интересно, так это религиозность Джона Ребуса и "Преступление и наказание" в качестве любимой книги сержанта полиции. Впрочем, возможно, и эта загадка найдет свое решение в последующих книгах.

Учитывая все вышесказанное, мне остается - вслед за одним из персонажей "Крестиков-ноликов" - довольствоваться лишь вопросом: "Кто же Вы такой, сержант Ребус?" - и ждать возможности поудобнее устроиться на диване со следующей книгой цикла. Но это, боюсь, совсем другая история...