Больше рецензий

Dianel

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 июня 2013 г. 13:59

62

5

Сложилось ощущение, будто это не целая книга, а лишь середина из нее, потому что многое осталось за кадром, начиная от причины, по которой у Лу началось психическое расстройство и заканчивая обрывистым финалом. Но эта середка прекрасна.
На днях я закончила читать "Посмотри на меня" и долго морщилась. Кто-нибудь кроме меня заметил, что эти книги сюжетно похожи? Меняется лишь возраст главных героинь. В первом случае это взрослая и занудная тетка, во втором - девушка-подросток. У обеих своеобразные родственники и жизнь идет ни шатко ни валко, пока в нее не входят "выдуманный друг" Айвен и Рутгер. Но вот что странно: в "Посмотри на меня" куда больше хвалебных рецензий, дескать, надо в любом возрасте быть ребенком, мыслить и действовать нешаблонно, не бояться общественного мнения и верить в сказку. Но когда то же самое делает подросток - ой, мама родная! - сразу начинаются лекции на тему раннего секса, ненадежных отношений и вообще "Нечего дурью маяться, лучше бы училась!"
Складывается ощущение, что сначала девочку надо загнать в рамки, лишить индивидуальности и радости, а потом, когда она станет в 30 лет унылой особой, аплодировать кому-то, кто вернет ей краски жизни. Да ни фига подобного! Идеально изначально сделать так, чтобы она их не теряла! Тогда никому и не придется ее спасать.
Что мне понравилось в Ругере. Он не ставит целью сделать этот мир лучше, обрадовать Элли и изменить ее жизнь. Он не приходит к ней и не собирается никого спасать. Он не дает невыполнимых обещаний типа "Я буду любить тебя вечно", за которыми через пять лет следуют дележка чашек и домашних животных. Ругер просто живет. На этом этапе жизненного пути Элли хорошо с ним, а ему хорошо с ней. Имеет значение только "здесь и сейчас". Возможно, со временем Элли перерастет эти отношения, но по крайней мере, через 15 лет высшим силам не придется присылать на Землю "невидимого друга", чтобы ей помочь.
И еще момент. Часто рецензенты хвалят маму Элли. Дескать, единственный нормальный человек в семье, готовит, убирает... Вот только кому это нужно? И я вижу за этими действиями попытку игнорировать проблемы. На работе все можно разложить по полочкам. Там понятно, кто начальник, а кто подчиненный, кто добьется успеха, а кто неудачник. В жизни же нельзя подогнать всех под свои стандарты, вытереть пыль и расставить по полочкам. Старшая дочь в депрессии и режет вены. Депрессия не насморк, за один день не появляется. Что же это за мать, которая много месяцев подряд не видела, что ее ребенок все больше погружается в отчаяние?
Муж рисует на скале. Почему? А на потому ли, что изначально это был творческий человек? Когда родители Элли познакомились, ее папа был художником. Потом он рисовать бросил, наверняка из-за нытья жены, которая хотела нормального стабильно зарабатывающего супруга, а не витающего в облаках романтика. Так зачем она вообще за него замуж выходила?! Чтобы сломать, сделать частью безликой массы? Ничего удивительного, что через несколько лет у мужика крышняк рванул. Бедняга не обладал достаточным характером, чтобы отстоять свою позицию, но и быть бараном в стаде тяготило его все больше. Только вены он, в отличии от дочери, резать не стал, предпочитая уходить из дома или баррикадироваться в ванной.
У младшей дочери Первые Взрослые Отношения. Это уже не смущенные вздохи при мысли об однокласснике и не постеры киноактера на стене. Тут и первая ревность, и обида, и бешеный восторг, и страх... Но маме чихать. Мама делает карьеру. И если бы не Ругер, Элли присоединилась бы к сестре в психушке или к папе в ванной, а ее мама по-прежнему терла бы, перекладывала бумажки, улыбалась коллегам и не чувствовала бы за собой никакой вины.