Больше рецензий

SantelliBungeys

Эксперт

Частное мнение дилетанта)

10 апреля 2022 г. 20:58

494

3.5 Утро вечера мудренее

Красивая вдова и Флоренция... Что ещё нужно для завязки небольшой истории.
Но , добавив Сомерсета Моэма, мы получаем совсем другое, неожиданное и гораздо более интересное завершение.

В чем же сюжетная интрига этого небольшого романа?
Тайна, скрывающая события, произошедшие лунной ночью на вилле, возвышающейся над красотами Флоренции. С одной стороны, перед нами типичная мелодрама. Главная героиня, Мэри, красивая молодая вдова, слегка скучающая, немного пресыщенная, не гнушающаяся посещением светских вечеринок и слегка раздраженная необходимостью принять решение о новом замужестве. Удобное, обеспеченное будущее с надёжным и давно до мелочей знакомым Эдгаром Свифтом. Настолько благородным и знакомым, что разумность Мэри так и толкает ее на авантюру. Лёгкая истеричность стимулирует на откровение, и на утопические мечтания о бескорыстной любви и жертвенности. Жертвенности скорее финансовой и социальной.

Главный элемент мелодрамы, как видим, соблюдён в полной мере. Теперь необходим герой. Несчастный, отмеченный судьбой, находящийся в безнадежное состоянии, экзальтированный. Явление его пред взором Мэри обставлено театрально - контрастируя с обществом, в котором героиня проводит вечер, бездарно мучая скрипку и обладая голодным взором. Карл определенно доведён до отчаяния и идеально подходит на роль жертвы. Наличие револьвера в сумочке миссис Пентон лишь подчеркивает все нарастающую тревожность. А уж Мэри, со своими предчувствиями, необдуманностью и сожалением, лишь повод.

И вот то что начиналось обычной мелодрамой, приобретает черты детективной истории, посвященной необходимости сокрытия событий этой ночи и следов пребывания Карла на вилле. Тайны смерти нет, мотивы ясны, но сомнения в успешном завершении задуманного позволяют держать читателя в тонусе.

Роман этот весьма посредственен в исполнении. Хотя, традиционно для Моэма, в нем женщина изображена обнаженной в психологическом плане, с мечтаниями, метаниями, прагматичностью и вечным отсутствием логики в принятии решений. Самая настоящая женщина. И актриса. То как она обставляет последнее объяснение со скучным до зубовного скрежета Эдгаром просто верх совершенства.
А мне не хватило ироничности, столь свойственной автору и скрашивающей неприглядность движений души человеческой.

С чувством глубокого удовлетворения от совместного прочтения с Viculichna и с надеждой на дружескую баталию в обсуждении порывов и последствий с knigovichKa .
+
Собери их всех.

Комментарии


А меня раздражали Мэри и Карл! Не люблю некую истеричность в героях, а тут её было с лихвой, отчего досада меня не покидала, пока я их вопли слушала! И ещё не ожидала такой прямолинейности, всё ждала подвоха со стороны Карла)) Финал почему-то напомнил сцену из "Унесённых ветром" - когда Ретт делал предложение Скарлетт, пытаясь успеть это сделать, пока она не вышла замуж за другого:)


Я все ожидала подвоха от истории, ну привыкла я что Моэм всегда придумает какую-то зацепочку...а тут все прямолинейно.
И вот это подчёркнутой "люблю". С чего? Это же даже на последнюю каплю не тянет к разочарованию в жизни.
Очень похоже - была замужем за пьянчугой, теперь собирается за ровесника отца. Успел вклиниться;)
Я понимаю что Мэри толкнуло к Карлу и закономерно сожаление о содеянном. И он как-то подловат в финале - давил на жалость, цеплялся, потом ожесточился и обвинял, подставил по финалу. Подловато, давай скажем прямо. Плюс практически насильно воспользовался в конце(
Не знаю на долго ли брак, но во всяком случае у нее будет возможность развестись без угрызений совести.
Ну и чуть 3 звёзды не поставила...


Карл реально какой-то странный персонаж, ну понятно, что молодой, однако же годы бедности и лишений должны же были хоть как-то закалить хар-р! Что это за истерия была, выдаваемая за суперлюбовь?! Я была обескуражена! А Мэри тоже надо бы определиться: то она не хочет вызывать полицию и сознаться во всём, то чуть ли не в обморок падает при упоминании скрипача! Какое-то чувство сожаления у неё ущербное, в свою сторону. А про брак, я думаю, они друг друга стоят)


Совершенно негодяйское поведение, очень похоже что он рассчитывал пристроиться на правах альфонса. Не свезло;) А по итогу бутылочка вина на яйчницу взыграла и гори оно все синим пламенем.
Именно в свою, никаких угрызений) это вообще очень по моэмовски. Но тут, возможно, в спектакле чуть по другому акценты расставлены, я все же решила читать.



А про брак, я думаю, они друг друга стоят)

Значит будут счастливы;)

спойлер
Я себе так представляю ситуацию со стороны Мэри :
- замуж вышла по любви;
- последние годы семейная жизнь не ладилась и секс был...неприятным, так скажем;
- год одиночества и воздержания для взрослой женщины, которая знает что и как;
- подсознательная уверенность что новое замужеству будет в плане физиологии так себе и слишком большая разница в возрасте очень быстро настигнет.
Циничное такое у меня видение. Но вот честное, кмк)
свернуть

Кстати, да, действительно по моэмовски вышло с Мэри)) А, ты всё же читала) Я слушала, поэтому эти вопли и стенания очень запечатлились у меня в мозгу)))
Думаю, с новым мужем ей не будет скучно, во всяком случае)


Вот такая я внезапная)))
В пьесах автора уже пару раз наблюдала такое вот понимание женских поступков, причем считаю что абсолютно верное такое предствление.
Тут же ещё удачное стечение обстоятельств - молод, привлекателен, состоятелен и Кения! На пороге войны. Удачнее некуда;)


Да, Моэму всегда удивительно точно удаётся прописать женские характеры!
Даа, всё сошлось для неё лучше некуда для такой ситуации:)


Спойлер поддерживаю... но, как по мне, лучшеб с бала, сразу в отель к равному, который знает правила игры, чем, с кем-то с улицы


Постою в сторонке, почитаю ваши обсуждения)))


Я снова туть) вот тоже, ждала подвоха и с чего это люблю?)
Видимо, автор решил, раз журнал женский, куда просили... типа, женщинам и так пойдет.


Я вот тоже, все подвоха ждала... все рисовалось автором к тому, а он бац и поворот... выходило ж, что и про жертву он бвдто подслушал, и говорил же потом, ее жп словами, с тут, нате... короче, как-то ненатурально разыграно)


Флоренция изначально очень привлекательна, но вот этот женский образ - ну такой мне неинтересный...((


А отчего не интересен? Она, в принципе, гораздо порядочнее и импульсивнее, чем все остальные.


Вот не знаю, но вооьще образ актрисы - именно не рельного человека, а литературного мне как-то не всегда интересен. Что ли какая-то банальность для меня в этом сочетании женщина-актриса....


Играет как живёт;) и живёт как играет)
Не задумывалась, честно. Для меня литературный образ героиня-актриса это сразу Джулия, того же Моэма.


Ну не у тебя одной, мне кажется)) у меня тоже)


Очень яркий образ и противоречивый)