Больше рецензий

SkazkiLisy

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 апреля 2022 г. 22:19

724

4 Первые шаги революции

Неторопливый семейно-бытовой роман, действие которого происходит в 1910 году. Перед нами всё разнообразие жизни в провинциальном городке, в котором мы узнаём Саратов.

Многочисленные споры и размышления о месте искусства и художника в жизни, которые ведутся между восходящей звездой уездного театра Цветухиным и модным драматургом Пастуховым. "Театр вообще должен занимать в романе существенно важное место потому, что коллизия "искусство и жизнь" является основой замысла", - говорил о своем произведении Константин Федин.

Видим мы и любовь между купеческой дочкой Лизой и вчерашним гимназистом Кириллом Извековым. Но вместе им не быть. И не потому, что Отец Лизы купец, а мать Кирилла - учительница в гимназии. Нет. Учителя государственной гимназии в те годы получали солидное жалование, да еще им выделялась квартира с кухаркой и дворником.

Но Кирилл проникся революционными идеями. Он сотрудничал с подпольной типографией и распространял запрещенную литературу, которую печатал владелец типографии, подпольщик-революционер Пётр Петрович Рагозин.

Во время облавы Рогозину удаётся скрыться, а в силки правосудия попадаются Кирилл и беременная жена Рогозина. После поимки бывшего гимназиста, его мать не может оставаться на государственной должности. Ведь Кирилл проходит по политической статье. Так она лишается и работы, и крыши над головой. Но она не отказывается от своего сына. Она всячески пытается его вытащить из тюрьмы. Но залог установлен неподъемный для отставной учительницы.

Лиза тоже пытается вытащить Кирилла, но её отец теперь категорически против их свадьбы. И не готов заплатить за гимназиста. Вместо этого он нашел Лизе "достойного" жениха. И, не готовая сопротивляться деспотизму отца, оправдывает себя, что её "выдали замуж", так она пишет в письме Кириллу, не "вышла", а "выдали". Она не борец в отличие от своего возлюбленного.

Чего не скажешь про жену Рогозина. Даже родив в тюрьме ребенка, она не признается следователю, где можно найти ее мужа или кто может передать ему, что у Петра Петровича родился сын. Лишь просит назвать сына Петром и, не отвечая на другие вопросы следователя, умирает. Она "сражалась" до последнего и не предала своего мужа.

Что касается Рогозина, то следователь активно допрашивает всех жителей, которые хоть как-то могут ему помочь. Включая даже "разговорчивых" Пастухова и Цветухина. Но все говорят, что не знают ни самого Рогозина, ни как его найти.

"Первые радости" - историческая проза, хотя в нем почти полностью отсутствуют реальные исторические лица. Исключение, пожалуй, 29 глава, в которой косвенно появляется Лев Николаевич Толстой. На Пастухова со страницы газеты, где сообщалось о смерти Льва Николаевича, смотрит "большеголовый старик... с пронзающе-светлым взглядом из-под бровей и в раскосмаченных редких прядях волос на темени. Старик думал и слегка сердился. Удивительны были морщины взлетающего над бровями лба, - словно по большому полю с трудом протянул кто-то борозду за бороздой. Седина была чистой, как пена моря, и в пене моря спокойно светилось лицо земли - Человек".

Передано это через переживания Пастухова. Здесь используется антитеза: величественный "уход" великого писателя и мелочность, суета, которую проявил Пастухов на допросе о подпольной типографии.

В романе Федина искусство занимает большое место. Мы часто видим обсуждения и споры на страницах романа о роли искусства, о роли человека в искусстве и как искусство влияет на личность. Поэтому роман, действие которого происходит в 1910 году, не мог оставить в стороне смерть знаковой фигуры для русской литературы. Драматург Пастухов видит в Толстове свой идеал, и тем сильнее антитеза. И разница эта проявляется во всем - от представления о высшем художественном авторитете до нравственных норм двух писателей.

Лев Николаевич в произведении "Первые радости" представляет мятежную совесть русской литературы, который абсолютно убежден в своем высоком народном предназначении.

В своем романе Федин стремится передать образ времени, что творилось в душах людей, что их беспокоило.



"А можно ли было, изображая тогдашнюю [1910 г.] русскую интеллигенцию, жизнь людей искусства, обойти такое событие этого года, как смерть Льва Толстого?"

В "Первых радостях" мы знакомимся с героями. Но они продолжают свою историю в двух последующих произведениях Федина - "Необыкновенное лето" и "Костер".



"Больше она не оглядывалась, а, перейдя площадь, пошла таким шагом, каким идут взрослые люди, знающие, что их ожидают неотложные дела и обязанности."