Больше рецензий

8 апреля 2022 г. 19:29

115

4

Если вам зададут вопрос «Традиции–это хорошо или плохо?», то наверняка вы ответите, что хорошо. Даже в нашем 21 веке ещё кое-что осталось из традиций. Не много, но есть. Есть семейные традиции, есть традиции у страны. Традиции связывают нас с предками, дают опору, дают ощущение безопасности, объединяют. Да, наверное, это так. Но бывает и так, что традиции портят жизнь, ломают судьбу, происходит это тогда, когда традиции насаждаются, без права возражения, без права выбора. Если традиции «причиняют добро», то таким традициям лучше исчезнуть во времени. Именно о таких традициях я прочитала в книге Венсана Уаттара «Жизнь в красном».

Книга представляет нам историю, которую рассказывает «старуха» 55 лет по имени Йели самому автору. Женщина живёт в Западной Африке, в государстве Буркина-Фасо. Будучи маленькой девочкой, она жила в глухой деревушке Лото с родителями и двумя братьями. Мама Йели была замужем за своим двоюродным братом, такая же судьба ждала и саму Йели. Её судьба была определена семьёй уже при рождении.

Вся жизнь общества насквозь пронизана традициями и обычаями, приношениями жертв богам, молитвы богам, а ещё, не менее чем богам, женщины должны были молиться и служить мужчинам. С самого рождения семья готовила девочку к такой жизни, преподнося это как дар: молчать, служить, контролировать желания, забыть о чувствах и мечтах, об образовании и речи не велось. Воспитанный ребёнок не должен задавать лишние вопросы, должен беспрекословно слушать взрослых не только в бытовых делах, но и в таких вопросах, как замужество. У народа деревни существовала, например, традиция обрезания девочек, традиция расплющивания груди матери-одиночке, многожёнство, брак по принуждению, домашнее сексуальное насилие–всё это считалось нормой. Девочка должна была вырасти верной, плодовитой, покорной.

Йели жила с постоянным чувством противоречия. Внутри неё постоянно происходила борьба духа повиновения, как добропорядочной дочери, и духа сопротивления. Эта борьба велась с переменным успехом. Йели–дитя своего народа, она проста, наивна, доверчива, скромна, но не глупа, не пассивна. Она понимает, что под видом традиций и религиозных обрядов преподносится насилие. Она чувствует, что должна прислушиваться не только к традициям, но и к своим желаниям. Пробивать брешь в стене вековых устоев очень трудно, это выглядит преступлением не только со стороны, но и сама Йели часто сомневается в правильности своих мыслей и действий.

Данный рассказ очень прост с точки зрения языка, полное впечатление, что с вами разговаривает обычная женщина, автор практически не вмешивается в рассказ Йели с метафорами и прочими литературными украшениями, но от этого текст становится ещё более реальный, человеческий что ли. Очень запоминаются такие простые и важные слова, которые являются главной идей этой книги: «Я отказываюсь от соперничества за силу между мужчиной и женщиной, потому что в нем всегда будет победитель и побежденный. Но я призываю к протесту против традиций, которые устанавливают, чтобы женщины, как грудные дети, не имели своей воли».

Этот читательский опыт был интересен, книга читается быстро, легко.

Источник