Больше рецензий

losharik

Эксперт

по яблочным пирогам

8 апреля 2022 г. 10:14

85

5

Объединение под одной обложкой двух столь разных произведений вполне оправдано. Оба они имеют самое прямое отношение к биографии писателя.

«Жизнь Арсеньева»- художественное произведение, в котором описана жизнь самого Ивана Бунина. Как и его герой, Алексей Арсеньев, Бунин происходил из древнего дворянского рода. Он считал, что та вольность, которая была присуща с прежние времена на Руси и дворянству, и другим сословиям в большом количестве передалась с кровью предков и ему. Он обладал какой-то удивительной генетической памятью и очень остро воспринимал многие события из истории России. Он был очень русским человеком. Это во многом определило его тягу к странствиям, ведь российские города были для него не просто города, они ассоциировались у него с определенными вехами в истории его отчизны, к которым хотелось прикоснуться, которые он все время прокручивал в голове.

У Бунина было удивительное восприятие окружающего мира. Подобно художнику, который видит в обычной травинке десятки оттенков зеленого, он различал массу нюансов в красках, звуках, запахах. Он считал, что нет никакой отдельной от людей природы, что малейшее движение воздуха есть движение человеческой жизни.

Бунин очень рано пристрастился к чтению, он жил поэзией. Его удивляло, что окружающие не ощущают красоту и гениальность отдельных фраз, которые самого Бунина приводили в восторг. И тут надо сказать, что произведение «Жизнь Арсеньева» написано прекраснейшим русским языком и его чтение доставляет огромное эстетическое наслаждение. Причем, автор описывает самую обыкновенную окружающую его действительность, но просто потрясает, как он это делает. Этот человек способен видеть красоту и необычность в самых банальных вещах и что еще важнее для нас, читателей, умеет передать это видение словами.

После чтение этого произведения становится понятно, почему такой человек как Иван Алексеевич не смог принять революцию.

«Окаянные дни» это выдержки из дневниковых записей Ивана Бунина, которые он вел в Москве и Одессе в 1918-1919 годах. В дневниках он фиксировал отдельные эпизоды, которые привлекли его внимание и которые, по его мнению, отражали суть происходящего. Здесь много цитат из прессы тех дней.

Уникальность Бунина заключается в том, что он очень хорошо видел суть вещей, какой бы мишурой, лозунгами или красивыми фразами эта суть не была завуалирована. В этом была и его трагедия, в то время как другие люди жили надеждами или иллюзиями, он прекрасно понимал, что уже навсегда потеряно и какие примерно очертания примет будущее, ведь он очень хорошо знал мировую историю, хорошо знал человека. На примере французской революции он предвидел и кровавый террор, и как лидеры революции со временем начнут пожирать и уничтожать друг друга, и сколько испытаний выпадет на долю простого человека.

Иван Бунин покинул Россию в 1920 году, но он навсегда сохранил ее в своем сердце и до конца своих дней оставался одним из самых «русских» писателей.

Народ сам сказал про себя: «Из нас, как из древа, — и дубина, и икона», — в зависимости от обстоятельств, от того, кто это древо обрабатывает: Сергий Радонежский или Емелька Пугачев. Если бы я эту «икону», эту Русь не любил, не видал, из-за чего же бы я так сходил с ума все эти годы, из-за чего страдал так беспредельно, так люто?