Больше рецензий

5 апреля 2022 г. 18:50

66

4 Биография голоса

Оксана Булгакова пишет о том, о чем пишут крайне редко. Не исключено, что культурологическое исследование такого рода вообще первое, по крайней мере на русском языке. Его объект — воздействие человеческого голоса в публичных ситуациях. До сих пор на этот фактор всерьез обращали внимание лишь в профессиональной среде актеров и работников электронных медиа. Разрозненные свидетельства о том, как воспринимался голос в эпохи, когда звукозаписи не существовало, если и попадались, то не были необходимым образом систематизированы.

Оксана Булгакова выполняет не только эту очень важную работу, но и идет дальше, в XX век, где анализирует доступные ей записи, и картина звучания голосов получается куда более объемной. Но и там она сосредотачивается на 1930-х годах — периоде, когда звук фиксировался на съемные носители, причем несовершенным образом. Однако именно в этот период истории мы можем наиболее ярко наблюдать влияние голоса на массы — на примере вождей: Ленина, Керенского, Троцкого, Гитлера, Сталина. Оксана Булгакова отвечает на вопрос, каким образом этим политикам удавалось подчинять себе людей, в чем сила этого воздействия. И мы видим, как действовала эта сила, в каких случаях она позволяла добиваться власти (а потом и удерживать ее), а в каких нет, как это случилось с выдающимися ораторами Керенским и Троцким («мемуаристы описывают Ленина как оратора магического, но обычного, и задаются вопросом, почему картавый человек стал оратором, превосходящим Керенского и Троцкого»). По мнению одного из мемуаристов, цитируемых Булгаковой, искусствоведа Валентина Зубова, «лишь один западный оратор мог сравниться с Лениным — Черчилль». Это только один из моментов, когда автор книги позволяет нам увидеть вроде бы хорошо известных исторических персонажей и культурные феномены с новой стороны. И этого достаточно, чтобы текст Булгаковой имел право на существование.

Эксперт