Больше рецензий

ListiFideliti

Эксперт

В кошачьих искусствах (^• ω •^)

4 апреля 2022 г. 13:29

614

2 Спойлер То, с чем приходится бороться всю жизнь

Текст отзыва — чистое «имхо» и игровой отчёт. Спойлеры под катом.

Я поняла вот что: зло – это неизбежность.
Оно есть всегда, когда-то маленькое, когда-то большое.
Беда не в том, что оно рядом с вами, а в том, что вы не называете его злом.

Мысли: весьма иронично, что эта книга попала у меня на клетку с названием ”Ожившая мечта”, поскольку все события романа можно назвать исключительно ”Кошмаром наяву”. Пару лет назад я уже читала это произведение и на момент перечитывания всё, что я о нём помнила были Греция, пещера и эпизод забега по ночной Русме.

На этот раз в отзыве я более подробно распишу сюжет [ниже, под спойлером] , чтобы у меня самой не возникало желания возвращаться к этой истории по причине забытых элементов сюжета. Нет, книга-то написана замечательно — от ужасов волосы встают дыбом, а от отвращения к многим происшествиям к горлу подкатывает комок.

А, да... негативная оценка относится непосредственно к триггерным действиям в романе. Сама по себе книга уверенно заслуживает 3,5 звезды хотя бы за то, что написана нормальным языком [+ приличная аудио-версия в исполнении Геннадия Смирнова] и вскрывает один из житейских нарывов, о которых не принято говорить. Во всяком случае прежде не было принято, а зря.

Што ш...

— Вы что, издеваетесь надо мной? — спросил Илюшин.
Эта фраза традиционно принадлежала Бабкину, и оттого Макар злился вдвойне. Это Серега должен был страдать, жаловаться на издевательства и мрачно смотреть исподлобья подобно человеку, которого позвали в гости на шашлыки и водку, а выставили на стол тарелку тертой моркови и напиток «Буратино».

Стоит отметить, что в книге есть положительные черты — например описания Греции и самих греков получилось довольно забавным и милым. Есть привычный юмор и перепалки Макара с Сергеем. Есть довольно жуткая, но при этом по-своему... тёплая сцена на опушке с камнем, в которой задействованы Макар и Катерина. Почему-то эти цветы на поляне очень легко рисуются перед внутренним взором и оставляют ощущение светлой печали — ясно, что под землёй кроется нечто жуткое, как и во всей канве сюжета, но есть что-то такое в этом эпизоде. Субъективное впечатление, как говорится.

Самым неоднозначным оказывается основное направление романа. Конечно, легко сказать, что обе женщины, связавшие судьбу с исчадием ада #самивиноваты и #ващемоглибыиуйти. Но ничуть не сложнее понять, что это лишь самообман. Нельзя исключать многие факторы от финансовой и психологической зависимости до банальной опасности быть убитыми. Ведь такие существа как Николай по-другому не поступают, а Ольга нашла единственный верный способ спасения. Ну, хорошо, может быть не «верный», а «возможный». В любом случае, в этом романе хорошо раскрываются последствия жизни выживания с такими монстрами — события минувших дней будут преследовать всех до их смертного часа. Всех пострадавших в книге очень жаль и хочется, чтобы их судьба сложилась максимально благосклонно для них.

Главное, к чему стоит быть готовым при чтении «Кузнечика» — многообразие видов отвратительных проявлений в человеке. Хотя я в основном пишу об одном чудовище, у каждого персонажа, столкнувшегося с ним, обнажаются свои тёмные стороны — нет, никто из них не идеален. Но сочувствовать тому, кто вынужден бороться за жизнь куда проще, чем искать положительные черты в агрессоре. Более того, последнее никогда не стоит делать. Тот факт, что кто-то отстроил церковь не делает его святым — это лишь самолюбование, что для религиозных людей тоже считается грехом. Пожалуй, это самое чудовище можно назвать памятником токсичной маскулинности, поскольку все свои злодеяния это существо оправдывает тем, что «ЙА МУЖИГ».

Далее последует пересказ сюжета, который я оставляю чисто для себя. Читать дальше не рекомендуется, ибо всё важное в отношении романа уже было сказано [а заметки к книге в коллекции я использую для других целей].
Макара и Сергея нанимает некий дяденька, у которого пропала жена. Действие происходит где-то в Греции. По ходу повествования читатель видит не только линию сыщиков, но и линии Ольги в детстве, а также некой Катерины. Как всегда сыщики окапываются и всё же добираются до правды.

У Ольги было тяжёлое детство — её отец настоящее чудовище, достойное самой мучительной смерти. Николай избивал жену до полусмерти, по ходу дела дошло и до того, что досталось самой Оле, которой было лишь тринадцать лет. Оля находила отдушину в шатаниям по посёлку в компании одноклассника Димы — ребята даже устроили себе убежище на чердаке. Дело осложнилось тем, что защитив слабоумную одноклассницу Маню, ребята привели её домой к Белкиным, чем решили судьбу дурочки — моральный урод совратил ребёнка за шоколадку и, когда их застали на чердаке, пытался свалить вину на девочку. И стал угрожать детям... Ничего удивительного, что скоро Маню нашли мёртвой [а мать Оли-то считала, что это её дочь пришила Маню из-за ревности к отцу, ибо тот с заботой отнёсся к погибшей *тьфу*].

В итоге Оля понимает, что надо спасать себя и мать, и благодаря содействию Димы подстраивает ловушку в амбаре с бассейном. Отстегав отца кнутом во время очередной вспышки домашнего насилия, девочка бежит по ночной Русме в сторону ловушки и, казалось бы всё получается — Николай нападает в воду. Но туда же сваливается и Дима, впоследствии заработавший себе гидрофобию, а также сменивший ориентацию и наркотическую зависимость. Ошибкой же детей оказывается то, что они ушли, не удостоверившись в том, что чудовище мертвое. Классика жанра, как говорится. Из-за этого погибает мимокрокодильный персонаж и ломается судьба ещё одной семьи. Ведь эта тварь выживает, утопив своего спасителя, ограбив его и свалив в Грецию.

Оказывается, что Ольга увидела утром в бинокль ожившего отца и ринулась к дому, чтобы проверить, не показалось ли ей. Но Мина, слабоумная дочь Андреаса [выбрал, блин, себе новое имечко, удотище], поднимает тревогу и девушка попадает в плен. Тот отчего-то не признал Ольгу спустя двадцать четыре года, от того и не убил на месте. Катерина, вторая дочь от нового брака, спасает Ольгу, уведя её в пещеру, но держит там связанной, ибо готовит побег, чтобы спасти себя и мать. Урод-то продолжает свои злодейства: бьёт жену, забрал свою мать из Русмы, спит с Миной и люто ненавидит Катерину, похожую на Ольгу по характеру [он пытался убить Катю — она чуть не сгорела в пожаре, но мать вытащила её]. А, да, ещё он перетаскивает нелегалов через границу))) Зато в деревне его все почитают за то, что он церковь отстроил, ирод окаянный.

Вот только план побега накрывается, а развязка наступает очень быстро — Роза, мать Катерины и Мины, шагает с обрыва, обхватив чудище, моля дочь о прощении. В итоге дохлый урод, десяток разбитых жизней, несколько трупов и слабая надежда на светлое будущее. Ведь даже спустя годы у Ольги наблюдались психозы и сомнительные практики в семье — она просила мужа об агрессии, дабы иметь возможность ответить ему тем же [контактные виды спорта — не, не слышали]. Что уж говорить о слабоумной Мине и Катерине, которой отныне придётся заботиться о себе и сестре.

свернуть

Итог: этот роман полон негативных событий, написанных в довольно откровенной форме. Писательница явно попыталась собрать все возможные негативные черты, приписываемые мужским персонажам, и воплотила их в одном Чудовище. Получилось замечательно. И если вы ищите книгу о самых отвратительных человекоподобных существах в литературе, обратите внимание на эту книгу, возможно Николай Белкин— тот, кто вам нужен.

Книга прочитана в рамках игр:
«Собери их всех!» [T4 ”Ожившая мечта”];
• «Поиски сокровищ» клуба «Уютная кофейня» — №61. Трава.
Котоклассификатор (со спойлерами, если шо).
Объём произведения: 416 страниц [11 ч 42 мин].
Время действия: 1992 год (прошлое) и начало июня 2016 года (настоящее).
Место действия: Русма (Россия) и где-то на побережье Греции.
Теги: тяжёлые внутрисемейные отношения, совращение (слабоумных) несовершеннолетних, инцест (отец и старшая дочь), издевательство над животными (удавленный птенец голубя), домашнее насилие, подростковая жестокость (травля Мани и попытка банды травить Олю), жизнь (и отдых) у моря, крушение и порча имущества.
свернуть