Больше рецензий

3 апреля 2022 г. 11:26

573

4

Знаменитый роман "Дракула" Брэма Стокера я читала трижды, причем на трёх языка. И это не говоря об экранизации, которая тоже смотрена не один раз. Хорошо помню структуру повествования, атмосферу и пр. Поэтому было практически невозможно воспринимать роман таинственного Барона Олшеври как самостоятельное произведение, не сравнивая его с "Дракулой" Стокера.

"Вампиры" Барона Олшеври - это приквел. Автор описывает относительно недавнюю историю обитателей замка: как в него из-за океана вернулся старый вампир и как он обзавёлся двумя красавицами приспешницами.

Как и в "Дракуле", в "Вампирах" большая часть событий передана через дневниковые записи и письма. Но есть и некая повествовательная рамка с голосом "от автора". Таким образом описываются наиболее современные события - приезд из Америки молодого наследника. Он и его спутники постепенно раскрывают тайну трагедии двух предыдущих поколений владельцев замка. При этом они сами становятся участниками очередного витка развития этой мистической истории. Следующим витком станет история молодого английского клерка, его невесты и друзей, описанная Стокером.

Но этим сложность структуры "Вампиров" не ограничивается. Молодой американский наследник и его гости читают письма и дневник предыдущего владельца, в которых он описывает не только свои собственные злоключения, но и пересказывает трагедию своих родителей. Мало того, как-то вечером один из спутников нового наследника, офицер британской армии, рассказывает о своих собственных мистических приключениях в Индии. Они тоже некоторым образом перекликаются с событиями в Трансильвании. И уже совсем мимоходом упоминаются древние легенды о ламиях.

Возможно, мне показалось, но в "Вампирах" есть намеренные отсылки к "Дракуле" Стокера через имена некоторых второстепенных персонажей. Маленькую дочку одного из злосчастных владельцев замка зовут Люси. Имя ещё одной девушки - Мина.

Финал построен так, что открывает возможность для продолжения истории на североамериканском континенте. Как иначе объяснить тот факт, что находясь на борту трансатлантического корабля, теперь уже бывший владелец замка демонстрирует своим спутникам зловещее украшение и сокрушается, что он не осталось на дне колодца, где его и нашли ранее. Казалось бы, выбрось за борт - ан нет! Шоу маст гоу он!

Слушала в исполнении Сергея Чонишвили. Сначала ускорила, а потом всё-таки вернула к изначальной скорости - для пущей атмосферности. :)

Прочитано в рамках Литературного турнира в группе "Читаем классику вместе"