Больше рецензий

11 июня 2013 г. 21:52

159

5

Я готова влепить «пятёрку» только за язык — Куприн в этом плане для меня идеален. Что касается двух основных тем произведения (лишённого человеческого лица технического прогресса и его влияния на человеческие отношения), то они переплелись в идеальной гармонии. Наверное, за это и любишь Куприна: слаженность композиции, мастерство слова и нестареющие темы.

Главный герой — инженер-морфинист Андрей Ильич Бобров, которому лучше бы заниматься бумажной работой, а не сельским хозяйством. У него нежная, почти женственная натура, он никогда не знал настоящей любви и никому не открывал своё сердце. Бобров знает, что его работа приносит пользу скорее французским рантье и местным воротилам, чем простым рабочим, у которых Молох, спрятавшийся за доменными печами и складами завода городка Иванково, отнимает двадцать лет жизни в день суммарно. Человечество несётся в неизвестность под вой машин, цепляя за собой новые болезни и пороки, ценой тысяч жизней.

А известна ли вам, известна ли вам другая статистическая таблица, по которой вы с чертовской точностью можете вычислить, во сколько человеческих жизней обойдется каждый шаг вперед вашей дьявольской колесницы, каждое изобретение какой-нибудь поганой веялки, сеялки или рельсопрокатки? Хороша, нечего сказать, ваша цивилизация, если ее плоды исчисляются цифрами, где в виде единиц стоит железная машина, а в виде нулей — целый ряд человеческих существований!


Казалось бы, никто и ничто не в силах остановить это сумасшедшее движение, но одного взрыва в заводской котельне хватит, чтобы не оставить камня на камне от всего комплекса…

Механизированными до примитивного стали и чувства людей: милая Нина, в которую Бобров безответно влюблён, все качества человека вмещает в слова «блондин» или «брюнет», а услышав, каков годовой доход у приезжающего в Иванково дельца Квашнина, без конца повторяет, как болванчик: «Триста тысяч!» Безмозглая кукла или запутавшаяся живая девушка?

Пронзительная повесть о борьбе живого с мёртвым, о выборе, об одиночестве. Ещё раз повторюсь: читать можно за один лишь язык изложения. Не поленитесь зайти в раздел цитат к книге и изучить хотя бы их. Всё это так же справедливо для нашего с вами времени, не отнекивайтесь. Вот за такое классику и называют «вечной», так что читайте и перечитывайте. Интересный факт: образ Молоха-печи был также использован в фильме «Метрополис» Фрица Ланга, вышедшего тридцать один год спустя повести Куприна. Мелочь, а приятно. Вместо заключения приведу ещё цитату:

Я все-таки повторю старое, избитое выражение газетных передовых статей, — продолжал Квашнин. — Держите высоко наше знамя. Не забывайте, что мы соль земли, что нам принадлежит будущее… Не мы ли опутали весь земной шар сетью железных дорог? Не мы ли разверзаем недра земли и превращаем ее сокровища в пушки, мосты, паровозы, рельсы и колоссальные машины? Не мы ли, исполняя силой нашего гения почти невероятные предприятия, приводим в движение тысячемиллионные капиталы?.. Знайте, господа, что премудрая природа тратит свои творческие силы на создание целой нации только для того, чтобы из нее вылепить два или три десятка избранников. Имейте же смелость и силу быть этими избранниками, господа! Ура!