Больше рецензий

romashka_b

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 июня 2013 г. 09:51

246

3

Тонкому искусству важности слов меня в нежном пубертате обучил еще Ниро Вульф. Толстый старикан почти в каждом произведении показывает нам, что слово может быть уликой, убийцей, приговором или спасением. С тех пор я стараюсь относится к словам с почтением и вниманием.
Уже в сознательном возрасте я прочла замечательную, хоть кое-где и чересчур эмоциональную, книгу Язык Третьего рейха. Записная книжка филолога. Виктора Клемперера, еврея, который умудрился выжить в Германии при нацистах. Слово как примета времени, слово как мощное орудие пропаганды, слово как вестник смерти и ужаса - это впечатляет невероятно.

Поэтому, конечно, на фоне всего этого, "Хранилище ужасных слов" - просто детский лепет. Двенадцатилетняя девочка сказала маме, что не любит ее, мама расстроилась и ушла из дома. Девочка хочет вернуть маму и вылетевшие в гневе слова, поэтому старичок в парке отправляет ее в особый Дом, где хранятся ужасные слова и где можно попробовать их найти и нейтрализовать.

Книга состоит из двух параллельных линий - в реальности и в том Доме. При этом, если линия Дома совсем детская, с этими "слова-как-цветы" и "слова-как-ножи" рассчитанная на девятилеток, то реальная часть уж слишком взрослая. Семейные проблемы родителей главной героини довольно рвано описаны: я бы в 9 лет, скорее всего, не поняла, почему муж и жена ссорятся из-за работы жены в институте. В общем-то все проблемы в реальной части вполне взрослые, но изложены недостаточно полно для взрослых и совсем уж неясно для детей.

Героиня, пребывая в Доме, как бы учится использовать слова - так ей говорит какой-то призрачный проводник, так говорит потом и она сама. Но вот как конкретно она учится? Что ей рассказывают? Непонятно. Кроме повторяющегося неоднократно мотива с "цветами" и "ножами", автор ничего не добавляет. А, ну там еще были сверкающие камушки хороших дел. На описание помещений, где проходит "обучение" и сосудов, где лежат камушки, уходит строк гораздо больше, чем на попытки научить читателя следить за словами.

В общем и целом, очень скучная книжка, в которой нет ничего нового, свежего или интересного лично для меня, но три звезды поставила с расчетом на то, что, возможно, года через два или три эту сказку сможет оценить мой ребенок, книга-то детская. Если и он не оценит, специально вернусь к этой записи и изменю оценку на две звезды)))

Книга прочитана в рамках игры "Дайте две". Это первый мой опыт в этой игре, надеюсь, следующий будет удачнее.

Комментарии


мне кажется, есть столько чудесной детской литературы, проверенной годами, что лучше детям такое и не давать читать(=


Я просто не очень много знаю детской литературы о важности языка, может, найду за пару лет более достойные варианты))


у меня какое-то ощущение, что в моем детском возрасте мелькала такая литература, причем не единожды. Но сейчас, конечно, не упомнить. А у Чуковского все смотрела? Он такой борец за правильность языка, что мне кажется что-то точно должно быть)


Чуковский все-таки для взрослых писал. Я вот в детстве зачитала до дыр - в буквальном смысле - его "От двух до пяти", но только те куски, где приведена детская речь. А анализ этих построений казался мне невыносимо скучным. Сейчас, конечно, уже не так все.


мне просто кажется, что разумнее просмотреть советскую литературу детскую - ее-то не так жестко цензурили, и она в целом должна быть сильно лучше (=
меня ужасно пугает низкое качество современной детской литературы: когда я пытаюсь в книжных выбирать для знакомых детей книги даже качество издания и иллюстрации дико печалят, что уж говорить о содержании. Может, я зашоренная дура, но по-моему пока что лучше изданий Сутеева с его рисунками, Носова, Драгунского и Линдгрен еще ничего не придумали.
О. кстати, не в тему, но моя любимая детская книжка: сказки скандинавских писателей, очень советую дитю в будущем)


о важности языка или слов- фразы плохой-хорошей?
скажем Честное слово Пантелеева, где все вокруг одной фразы крутится уже не подходит?
а вообще много детских книг, когда слова сказанные материализовались и приходилось героям проникаться важностью и исправляться


Из современных тот же "Книжный вор" Зусака об этом - о слове, которое может уничтожить миллионы людей, стоит лишь внедрить его в головы целому поколению детей.
А "Хранилище..." мне тоже не понравилось - очень искусственная вещь.


некоторые книги устраевают, как ни странно это звучит, особенно детские - проверенно годами :)


вы писали слово устаревают?)


да, устаревают

если коротко - ритм не тот и морали/ценности


я поняла, просто можно было прочесть как устраивают, но с ошибкой, пришлось уточнить(=
Линдгрен устаревает?( ну уж нет =((


Там не было сверкающих камушек хороших дел.
Там говорилось, что оценку, как словам, так и поступкам дает сам человек.

Как учат? А пограничное состояние между жизнью и смертью можно описать в детской книге?


Емкость состояла из двух частей, в которых находились какие-то сверкающие кусочки, похожие на разноцветные драгоценные камни. Одна из частей была почти пустой, другая — наполненной почти до краев.
— Это слова? — спросила Талья.

у
Там были сверкающие фиговинки. Они обозначали много чего, в том числе и то, что сам человек определяет как хорошие дела.

Тут вообще сложный вопрос. Мне кажется, кома главных героев - прием исключительно для выжимания слезы. Пограничное состояние... хм, ну что ж, дети после этой книги могут подумать, что кома - это круто и весело, там летают ангелы. В общем, для взрослого тут мало, крайне мало "учебной" конкретики, а для ребенка - не знаю, поэтому и проведу эксперимент над собственным ребенком)


Я об этом и говорила: и плохие, и хорошие слова были одинаковыми сверкающими камушками.

Кома не выжимания слез. Скорее, попытка показать, что только когда сильнейший стресс (физический, моральный, внешний, внутренний - любой) отключит внешнюю действительность, только тогда человек может (если хочет - в книге было право выбора) разобраться в себе. А технология разборки-сборки не показана, это да).
В книге для взрослого достаточно.
Для ребенка, мне кажется, эксперимент никчемный.

Я не агитирую за книгу, сама ей поставила ***, рецку небольшую написала.


Я согласна, что для взрослого вроде как достаточно, но, во-первых, это все довольно примитивно изложено, а во-вторых, книга как будто должна научить ценить слова, а вот как раз в этом отношении она слишком детская и расплывчатая. Короче, я ничего не почерпнула для себя)