Больше рецензий

garatty

Эксперт

Дилетант Лайвлиба

9 июня 2013 г. 07:03

519

4

-Да ведь народ бедствует. Вот я сейчас из деревни приехал. Разве надо, чтоб мужики работали из последних сил и не ели досыта, а чтобы мы жили в страшной роскоши,- говорил Нехлюдов.
-А ты что ж хочешь, чтобы я работала и ничего не ела?
-Нет, я не хочу, чтоб вы не кушали,- невольно улыбаясь, отвечал Нехлюдов,- а хочу только, чтобы мы все работали и все кушали.
Тетушка, опять опустив лоб и зрачки, с любопытством уставилась на него.
-Мой дорогой, ты плохо кончишь,- сказала она.


Здесь Толстой пытается показать историю воскресения души одного молодого человека. Пытается показать период его жизни, который ознаменуется "срыванием покровов", осознанием и некоторым прозрением. Главный герой видит, что его окружают мертвые изнутри люди и что он сам является таким же и это терзает его, и он желает всё переменить. Кардинально и невозвратно, размашисто и с корнем. Все это с огромной долей наивности и максимализма. И как тонко подмечает Толстой, когда ты начинаешь жить соразмерно высоким нравственным порывам и своим убеждениям или хотя бы их проявляешь, то люди лишь крутят пальцем у виска и почитают за идиота. Это неизменно.

Дело в том, что тема, которую затрагивает Толстой в этом романе ему не очень характерна... То есть не характерна для его обычного творчества. Городские низы, бордели, преступление, наказание, вина, осужденные... Это темы, которые характерны Достоевскому. И я осмелюсь сказать, что Достоевскому они удавались лучше. Не было у него этой назидательности, этого обличительного характера, который особенно ярко выдавалась в первой части романа. У Достоевского была непредвзятость и некоторая отстраненность автора. Толстой же наоборот. Он не беспристрастен. Он тут же пытается заклеймить порок своих героев. Он показывает, что все они дурны и каждый с грехом. А мне не очень нравится, когда автор сам расставляет оценки своим персонажам. Мне кажется, что лучше пусть это делает сам читатель.

Больше же всего в романе мне понравилась его нарочитая контрастность. Контрастность героев, образов жизни, обстановки и оценки. Здесь не просто происходит резкий переход от графской жизни к жизни острожной, не просто показывается, что рядом с высшим светом есть низший и забитый. Главный герой размышляет и проводит параллель о том, что одних убийц почитают за героев, а других за ублюдков, ведь и те и другие всё-таки являются убийцами и губителями жизней. Он думает, что с одной стороны в остроге сидит мужик убивший кого-то, допустим, в пьяной драке и будет сидеть много лет в страшных унижениях, извращениях души и постоянных побоях, с другой же стороны военный убивший хорошего человека на дуэли, лишь по причине ущемленной гордости. Так кто же будет дурнее? Тот, который не понимал, что он делает в виду пьянства или тот, который расчетливо шёл на убийство из не самых высоких побуждений? Другую же запомнившуюся мне параллель главный герой проводит между барышней высокого света и проституткой. Барышня постоянно ведет интриги и отдается мужчинам и при этом считается в свете тонкой и пикантной особой, а проститутка отдается за деньги. При этом у той и у другой одинаковый взгляд, который как будто говорит – возьми меня. Так кто будет дурнее? Ведь проститутка по крайней мере честнее и ни от кого не скрывается, а может быть и доведена до такого состояния жизнью.

Вообще сложно согласиться со многими идеями, которые вкладывает автор в уста главного героя. Нельзя не подивится, конечно, крайности в которую он метается. Если с отрицанием земельной собственности ещё можно более или менее согласиться, то с отрицанием тюрем, судебной системы. Довольно сложно. Отрицание тюрем это ещё ничего, но отрицания самой сущности наказания преступника мне показалась невозможной. Он говорит, что преступники ни в чем не виноваты, что они были поставлены в такие условия при которых не могли не совершать преступлений. Знакомая мысль. Частенько встречающаяся у Достоевского, который её нещадно клеймил и уничижал. Мол "среда" виновата, а с преступника взятки гладки, он, мол, и не при чем. Все "среда заела", всё окружение и убийца был поставлен в такие условиях при которых не мог не убить другого человека. Очень уж чужда мне эта точка зрения, так что не мог не выделить её характерно. Толстой также говорит, что некому было сказать преступнику, мол, это нехорошо и дурно и так поступать нельзя. И в этом выразилась его графская натура, натура барина. Не совсем понимаю, за кого он держал простой народ, но явно за людей недалеких, раз уж они не могли оценить, что хорошо, а что плохо. Одно слово – барин, привыкший смотреть всё-таки свысока на народ.

Ближе к финалу он несколько иначе развил свою мысль об отрицании наказания, основываясь на Евангелии.

Единственное и несомненное средство спасения от того ужасного зла, от которого страдают люди, состояло в том, чтобы люди признавали себя всегда виноватыми перед богом и потому неспособными ни наказывать, ни исправлять других людей.


Здесь всё, конечно, завязано на бессмертии души и на том, что после смерти всё воздается и, что поэтому не нужно самим брать на себя право наказывать людей. Что не нужно, будучи злыми, исправлять зло. И что новым злом старое зло не исправить. И это уже выглядит довольно занимательно.

В общем же книга произвела приятное впечатление. Особенно мне понравилась и показалась прекрасной третья часть романа, в которой описывается жизнь осужденных по дороге к месту заключение и особенно описывались некоторые типы “преступников” того времени. И все эти образы, которые выразились именно в этой части. Заискивающий перед Нехлюдовым смотритель острога, который скабрезно намекает на его связь с Масловой, старик, который вопрошает: “И где же ваш бог?”. Молодые революционеры, которых к бунту привела или обида на господ или желание найти царство божие на земле. Вся это вырисовывает яркую картину тюремной системы конца XIX века. Мне понравилось. Правда, до “Анны Карениной” “Воскресению” ещё очень и очень далеко, но впечатление от произведения всё равно хорошее.

P.S. Любопытна градация убеждений главных героев Толстого, а возможно и убеждений автора. В “Анне Карениной” Левин выражает мысль, что согрешить в мыслях это не так уж и страшно, ведь ты не совершаешь никаких поступков, а в мыслях грешат все. Нехлюдин же наоборот говорит о том, что дурной поступок всегда приводит к раскаянию, и ты его больше совершать не будешь, а вот дурные мысли... они к раскаянию не приводят и совершаются в голове постоянно и все дурные мысли приводят к дурным поступкам и с этой точки зрения он почитает дурные мысли хуже дурных поступков.

Комментарии


- Вы против собственности?
- Нет; я только чтобы всем тепло было в стужу.

(Лесков, "Однодум")


Мне понравилась Ваша рецензия. :)
"Воскресение" я очень люблю, как и вообще творчество Толстого. Из вещей Достоевского у меня возникает очень четкая параллель с "Идиотом". И там, и там, человек хочет как-то воздействовать на жизнь в положительном ключе, исходя из себя самого, жить по нравственным принципам. И ведь вот как смешно получается - и там, и там самым главным для этого главному герою представляется женитьба на падшей женщины, чтобы тем самым спасти ее. Ну а дальше уже идет разница, конечно.

По поводу морализаторства Толстого, хочу вставить свои пять копеек, вернее, просто напомнить, что великий граф не просто проповедовал что-то, а стремился жить согласно своим убеждениям. Это дорогого стоит. Впрочем, тут часто предлагают разделить личную жизнь автора и его художественные произведения. Ну, дело вкуса, мне лично так называемое "морализаторство" Толстого ничуть не мешает. Кстати, мне не показалось, что он в своих произведениях прямо указывает какие-то симпатии или антипатии, его морализаторство скорее носит абстрактный, отвлеченный характер. Вот вспомним из "Анны Карениной": "Все смешалось в доме Облонских" ну и далее про счастливые и несчастные семьи, - это ведь нечто общее, безо всяких оценок действий собственно Стивы. И Стива нарисован вполне милым, приятным человеком, вот право, у меня не возникло ни тени отвращения. В общем, я не согласна с тем, что Толстой навязывает отношение к своим героям, они у него все настолько живые и противоречивые, что с ними читатель может строить отношения как со знакомыми людьми, мне кажется.

И про судебную систему. Я не думаю, что Толстой призывал отменить ее и отменить наказания. Думаю, как и обычно, он детально выписал всю эту систему, чтобы наглядно показать все ее отвратительные, порочные признаки, с тем, чтобы общество задумалось над этим.


и там, и там самым главным для этого главному герою представляется женитьба на падшей женщины, чтобы тем самым спасти ее.


Ха. Самому сразу эта мысль в голову не пришла. Действительно, общее. Только Мышкин явно значительно отличается от Нехлюдова.
А морализаторства я и не встречал в "Анне Каренине", он там старался быть объективным и не раздавать оценки своим героям и, поэтому она мне понравилась гораздо больше и даже поразила, хоть и тема, поднятая в "Воскресении" мне гораздо ближе. А здесь морализаторство начинается буквально с первых страниц и продолжается почти всю первую часть романа, а потом периодами.

Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое местог несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней...


И так далее. Так начинается первый абзац романа. Сразу начинается с какого-то подобия морализаторства. Потом он описывает мелкие грешки почти каждого встречающегося героя. Видимо с целью донести мысль, что все грешны и дурны и, по-моему, это то самое морализаторство и однобокость.

И про судебную систему. Я не думаю, что Толстой призывал отменить ее и отменить наказания.


Но это написано прямым текстом в романе.


Впрочем, тут часто предлагают разделить личную жизнь автора и его художественные произведения.


Тоже предпочитаю не разделять личность автора и его творчество. Ведь одно проистекает из другого. Мне думается, что любовь к творчеству писателя неизменно приводит к духовной близости с самим автором, с его натурой.


Кстати, забавно то, что эта тенденция не ограничивается русской литературой и даже только 19-ым веком. На память пришлось "Острие бритвы" Моэма. Там тоже такой вот "не от мира", американского происхождения, пытался спасти женщину, и тоже в качестве средства избрал женитьбу, если я правильно помню. И тоже, как водится, женщина не приняла его "жертву". Тенденция, однако.


Толстой всегда выбирал темы поглубиннее и погрязнее. Так что, эта тема его. Параллель проститутки и женщины из общества - это обычный толстовский троллинг, ибо он известный женоненавистник.


Не встречал у него женоненавистничества.


"Крейцерову сонату" читали?


Хорошая рецензия, все очень детально расписано.

Отрицание тюрем это ещё ничего, но отрицания самой сущности наказания преступника мне показалась невозможной. Он говорит, что преступники ни в чем не виноваты, что они были поставлены в такие условия при которых не могли не совершать преступлений.


Я думаю здесь он как бы своеобразно вводит мнение детерминистов о том, что свободы воли нет, следовательно "да не судимы будете", но как правильно сказал Шопенгауэр (которого кстати Толстой ценил, но почему- то не прислушался в этом вопросе), что карательная система все равно необходима (а если будет иначе, что станет с обществом?) только такая, которая сможет объяснить преступнику, что он может добиваться своего более "правильными" способами (отсюда думаю и критика Толстого именно наших карательных учреждений, так как там только губят в человеке последние остатки человечности).

Вот я считаю очень правильным высказывание того же Шопенгауэра по проблеме наказуемости:
Те же, кто воображает, что уже в силу несуществования моральной свободы и благодаря вытекающей отсюда неизбежности всех поступков данного человека ни один преступник не должен быть наказуем, исходят из ложного взгляда на наказание, будто оно — кара за преступления ради них самих, воздаяние злом за зло по моральным основаниям. Но такое возмездие, хотя о нем учил Кант, было бы нелепым, бесцельным и совершенно несправедливым. В самом деле, откуда же у человека может быть право объявлять себя абсолютным судьей другого человека в моральном отношении и в качестве такового мучить его за его грехи! Нет, закон, т. е. угроза наказанием, имеет своей целью служить противоположным мотивом по отношению к еще не совершенным преступлениям. Если даже в том или другом случае он не окажет этого своего действия, то он должен быть исполнен, потому что иначе он окажется несостоятельным и для всех будущих случаев.

Любопытна градация убеждений главных героев Толстого, а возможно и убеждений автора.


Да, еще она заметна как раз в вышеуказанной проблеме. Если в Войне и Мире, в своих рассуждениях, представленных в эпилоге, он еще считал, что свобода воли возможна, то в этом произведении он выступает, как ярый детерминист ( "Он говорит, что преступники ни в чем не виноваты, что они были поставлены в такие условия при которых не могли не совершать преступлений").