Больше рецензий

losharik

Эксперт

по яблочным пирогам

30 марта 2022 г. 11:28

714

4

Как много все же зависит от времени написания произведения. Если хорошо поразмыслить, в этом романе можно найти кучу недостатков, разумеется, с позиций сегодняшнего дня. Но зная, что он был написан в 19 веке, на это просто закрываешь глаза и воспринимаешь как должное, тогда так писали.

В этом романе есть все, чтобы заинтересовать читателя – семейные тайны, молодые влюбленные, коварные злодеи, верные подруги и даже некое тайное общество. Начинается роман с необычной встречи. Молодой художник Уолтер Хартрайт устраивается учителем рисования в поместье Фэрли. Накануне своего отъезда он помогает таинственной незнакомке спастись от преследователей и добраться до Лондона. Как выяснится чуть позднее, эту женщину зовут Анна Катерик, она владеет какой-то тайной, имеющей прямое отношение к семье Фэрли и за это ее упрятали в психиатрическую лечебницу. Упрятали не совсем безосновательно, девушка действительно психически нездоровая.

Дальше, на протяжении всего романа, главные герои будут пытаться выяснить, что же это за тайна, а также помешать козням двух главных злодеев – сэра Персиваля Глайда и графа Фоско. Если говорить о героях романа, то автору явно удались два персонажа, это Мэриан Голкомб и граф Фоско – два антипода, являющихся движущей силой всего романа. Мэриан – умная, проницательная, готовая на самопожертвование, она безгранично предана своей сестре Лоре, вокруг которой и закручен весь сюжет. Граф Фоско – хитрый, коварный и крайне опасный интриган, который скрывается под дружелюбной и добродушной внешностью. В плане ума и упорства, эти двое являются достойными соперниками, настолько, что граф не смог остаться равнодушным перед достоинствами своей главной соперницы и стал испытывать к ней глубокие личные чувства. Остальные герои менее интересны. Лора Фэрли, вокруг которой и происходят все загадочные события, проходит по страницам романа такой бледной тенью, что невольно становится жаль Мэрион, которая фактически отказалась от личной жизни ради этого непонятного существа. И удивляешься Уолтеру Хартрайту, который влюбился в Лору сразу и бесповоротно.

Роман написан как рассказ от первого лица, где один рассказчик сменяет другого, чтобы дать возможность читателю всегда оставаться в центре происходящего. Их роли сильно неравнозначны, большую часть событий мы видим глазами Уолтера Хартрайта, остальные персонажи выходят на передний план по мере надобности. Прием интересный, роман сильно выигрывает от этого. Для того времени, это, наверное, был настоящий шедевр, со всеми нужными для этого атрибутами. Сейчас он хорошо зайдет тем, для кого романтизм важнее реализма. Я совсем не романтик, но у меня с самого начала было представление, за что я берусь, чего в книге точно не будет, а что там будет в избытке, наверное, поэтому читать было более-менее интересно.