Больше рецензий

xbohx

Эксперт

Диванный Эксперт

29 марта 2022 г. 21:29

394

4.5

Это был кровавый бой не на жизнь, а на смерть. Что лучше: книга или фильм? Тысячелетиями адепты секты “Книга лучше” с пеной у рта и оружием в руках спорили с адептами секты “Экранизация лучше”. В сражении выходили вперёд то одни, то другие, пока наконец не пришли ОНИ — Артур Кларк и Стэнли Кубрик. И заставили всех пожать друг другу руки ради примирения. Потому что нашёлся тот артефакт, который в пух и прах разбил все верования адептов противоборствующих сект.

Возможно, так случилось потому, что фильм был раньше. Стенли Кубрик разработал сценарий фильма “2001: Космическая Одиссея” вместе с Артуром Кларком ещё в 60-х. Роман появился уже после выхода фильма. Кстати, режиссёр долго боялся связываться с писателем, потому что считал того чокнутым отшельником, живущим где-то в лесах. Кларк был очень удивлён такому описанию.

В изучении этой истории я пошла по хронологическому пути: давным-давно посмотрела и пересмотрела фильм, так как Кубрик — один из моих фаворитов в мире кино, и только в прошлом году добралась до текста Кларка. Условно Кларка, потому что и Кубрик снабжал его идеями. Поэтому читая книгу, невозможно выбросить из головы образы, созданные Кубриком в кино, а также музыку Штрауса. Очень сложно рассматривать два этих произведения в отрыве друг от друга, но я попытаюсь сконцентрироваться на тексте.

Артур Кларк, как и многие фантасты его времени, пытался изучать возможности и опасности развития технологий. В 60-е угроза ядерной войны всё ещё витала в воздухе, страны проводили ядерные испытания, и в книге Кларк пишет о разрушительной силе, которую мы не в состоянии сдержать, если она выйдет из-под контроля.

Опасаться стоит не только оружия, но и технологий, призванных служить на благо человека. Их в романе представляет Хэл, созданный людьми робот с искусственным интеллектом и сознанием, равнозначным человеческому. У него огромные вычислительные мощности и он управляет шаттлом “Дискавери” и может на равных поддерживать беседу с людьми.

В дальнейшем Хэл начинает воспринимать себя как личность, защищать себя и выходит из-под контроля. Таким образом он олицетворяет технологический прогресс и опасения на этот счёт. Люди создали технологию, работу которой сами не до конца понимают, поэтому произойти может что угодно.

Вторая важная тема, которая рассматривается в книге — эволюция. Мы с первых страниц наблюдаем за развитием обезьяны в человека, за развитием человеческой расы до 2001 года. Но автор идёт дальше и представляет эволюцию человека в будущем. Таким образом Кларк хотел напомнить, что человек — не венец эволюции, не её конечная станция, а всего лишь промежуточная остановка целого процесса.

Так как книга и фильм появились в самый разгар космической гонки, когда человек ещё даже на Луну не ступил, то у автора был большой простор для творчества. Длительные космические путешествия к разным планетам, возможность искусственной гибернации человека... Мечтать не вредно :)

В антракте премьеры фильма Артур Кларк плакал. Иногда совместная работа двух гениев даёт свои плоды. Классика фантастической литературы, которую точно стоит прочитать всем любителям жанра.