Больше рецензий

SkazkiLisy

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 марта 2022 г. 03:07

906

4 Бездна наблюдательности

Это первый роман Джейн Остин. Я была готова, что он будет откровенно слабее "Гордости и предубеждения", "Эммы" и других, более поздних [по сравнению с "Нортенгерским аббатством"] ее работ. Но я ошиблась.

Сюжет без особенных изысков. В нем нет динамичности, но есть довольно удачная главная героиня и персонажи, которые и сейчас, в современном мире, могли бы оказаться моими соседями. Разве что одетые несколько проще - по современной моде, а не в парчу и батист.

Но то, что я люблю в романах Остин есть в этом романе: подробное описание героев, их внутреннего мира и всего, что их окружает. Еще и приправленное тонким английским юмором.

Кэтрин Морланд - не классическая героиня. Да и как в романе говорит сама Остин, не героиня вовсе. Она просто девушка 17 лет, привлекательная, добродетельная, в меру весёлая, в меру мечтательная, не обременена богатством и талантами, особенно художественным. Но, как и любая девушка рубежа XVIII-XIX веков, мечтает о любви и романтике. Подпитывается это еще и романами, которые юная Кэтрин читает с завидным "аппетитом".

В романе можно встретить и список книг, которые читает героиня. Поэтому портрет эпохи очерчивается еще лучше. Достаточно посмотреть, что читают и обсуждают персонажи.

Однако до конца не понятно как сама писательница относится к романам, которыми зачитывается ее героиня, и к тому влияют ли, и как именно, на неокрепшие юные души все эти произведения. Хотя, может быть Остин и не хотела давать какого-то однозначного ответа на этот вопрос. А хотела лишь его обозначить.

Книга мне понравилась своей атмосферой и персонажами: их чувствами и эмоциями, нравами и традициями викторианского общества, которые Остин удаются очень хорошо. Даже в первом ее романе чувствуется бездна наблюдательности, без которой персонажи не получились бы живыми.

Особенно милой и слегка наивной кажется любовная линяя. Вообще любовь у Остин описывается очень тонко. В ней нет страсти, нет бури эмоций. Это скорее духовная близость двух людей. Открытое проявление чувств не приветствовалось в викторианском обществе, а потому это "запретное" чувство, растущее в душе другого человека, нужно еще угадать и намекнуть самой. А как понять, что угадала?

Подобное проявление "воздушности" и полунамеков очень притягивает и подкупает меня в романах Остин.

Чистая и добродетельная героиня особенно выигрышно смотрится на фоне фальшивого общества, которое писательница изобразила легкими мазками, без лишнего гротеска подсветив все его пороки. Остин и здесь приятно удивляет своей легкостью и еле заметной (иногда и явной) иронией над другими персонажами.

Например, ярким примером тонкой иронии со стороны писательницы стало семейство Торпов. Элизабет и Джон. Остин отлично описала их пороки, в меру "ядовито", в меру смешно. Джон - хвастун и балабол, хотя в своем окружении слывет приятным молодым человеком. Его сестра Элизабет - лицемерная девица, но очень талантливо это маскирующая. Не удается это сразу заметить даже Кэтрин, которая думала, что обрела подругу.

Подведу итог. За героями романа наблюдать интересно. Особенно как постепенно персонажи себя проявляют и как к главным героям приходит понимание кто есть кто в их окружении. События развиваются неспешно, но это вполне ожидаемо от романов Остин.



"И, признаваясь в своем убеждении, что неблаговидное вмешательство генерала, в конечном счете не повредившее их блаженству, было для них даже полезным, заставив их глубже узнать друг друга и укрепив их взаимную привязанность, я предоставляю тем, кого это касается, решить — служит ли эта книга прославлению родительской тирании или оправданию сыновнего непослушания."